Время прочтения: 6 мин.

В своей деятельности разработчикам практически ежедневно необходимо разрабатывать алгоритмы различного назначения, которые работают с разным набором данных, начиная от нескольких параметров командной строки, заканчивая таблицами размером в терабайты. Для того, чтобы обеспечить эффективную работу с такими данными далеко не всегда достаточно реализовать алгоритм, который первым пришел в голову. Зачастую необходимо провести тщательную оценку выбранного алгоритма и выбранной структуры данных, так как в большинстве случаев перед разработчиком ставится выбор между быстродействием алгоритма и объемом используемой памяти. Для этих целей используется специальный подход, о котором далее будет идти речь.

 Говоря о сложности алгоритма принято иметь ввиду O-нотацию. Данная нотация имеет свои корни в мат. анализе. Говорят, что неотрицательная функция f(n) не превосходит по порядку функцию g(n) и пишут O(f(n)) = O(g(n)) , если существует такая натуральная константа C, что f (n)<Cg(n) для любого n∈N.

Для наглядности разберем простой пример. Допустим, нам на вход поступает массив строк. Наша задача заключается в том, чтобы вместо каждой строчки записать в этот массив длину этой строчки. Если наш массив будет состоять из 5 ячеек, то эта операция будет занимать 5 у. е. времени. Если же их будет 10, то время будет составлять 10 у. е. Рассуждая таким же способом можно прийти к выводу, что время выполнения нашей задачи линейно зависит от числа элементов этого массива, т. е. от размера входных данных. В таком случае, говорится что время выполнения алгоритма не превосходит O(n), где n – число элементов на входе нашего алгоритма.

На практике далеко не всегда можно также легко и однозначно определить зависимость времени выполнения алгоритма от входных данных. Более того, не совсем удобно учитывать каждое малозначимое ответвление. Поэтому для удобной оценки алгоритмов делается несколько допущений, которые значительно упрощают эту задачу.

Первым таким упрощением является то, что мы можем отбросить константы, которые не являются значительными для сравнения. Например, если у нас есть оценка O(n+5), то она эквивалентна O(n). Однако, если нам требуется сравнить O(3n) и O(2n) мы не можем отбросить эти константы и сказать, что алгоритмы эквивалентны с точки зрения времени выполнения. Следующим упрощением является тот факт, что мы в праве оставлять только самую большую по степени функцию для оценки времени. Например, при оценке O(n^3+n^2 +4n) мы можем упростить ее до оценки O(n^3). Следующее упрощение связно с асимптотикой. Чаще всего, когда нам важно оценить скорость работы алгоритма речь идет о больших объемах информации. И здесь нам становится не так важно, поступит ли нам на вход миллион или миллион и одна строка. В таких случаях мы говорим о «худшей» или асимптотической оценке алгоритма. То есть в качестве оценки мы принимаем ту функцию, которая является асимптотой для временной составляющей нашего алгоритма.

Когда мы говорим о ситуациях, в которых мы заранее уверены в некоторой структуре входных данных или в объемах этих данных, можно говорить об оценке снизу и средней оценке. Оценка снизу означает, что мы рассчитываем время, которое потребует наш алгоритм в случае наиболее удачной структуры данных и наиболее удачного порядка данных в этой структуре. Если же мы говорим о средней оценке, то нам достаточно просто сложить оценки сверху и снизу и разделить их пополам.

Наиболее распространёнными оценками являются линейная O(n), логарифмическая O(logn), степенная O(m^n) и экспоненциальная O(e^n), так как она удобна для перехода к операциям с логарифмами. Как показывает практика комбинаций этих сложностей достаточно чтобы оценить большинство алгоритмов.

Давайте рассмотрим данный подход на примере оценки алгоритмов сортировки. Ниже приведен код самой простой сортировки «пузырьком»

for i in range(N-1):
    for j in range(N-i-1):
        if a[j] > a[j+1]:
            a[j], a[j+1] = a[j+1], a[j]

Здесь мы видим 2 вложенных цикла. Первый цикл верхнего уровня проходится по элементам от 0 до N-1. Вложенный цикл выполняется N-i-1 раз. Итого оба цикла приблизительно займут N*(N-1)/2 операций. Если вспомнить о том, что мы отбрасываем константы и переменные более низкого порядка получим сложность O(N^2).

Теперь посмотрим на более быстрые алгоритмы сортировки, например, сортировку слиянием. Ниже представлен один из вариантов реализации этого алгоритма.

def merge_sort(nums): 
    if len(nums) > 1: 
        mid = len(nums)//2
        left = nums[:mid] 
        right = nums[mid:]
        merge_sort(left) 
        merge_sort(right) 
        i = j = k = 0
        while i < len(left) and j < len(right): 
            if left[i] < right[j]: 
                nums[k] = left[i] 
                i+=1
            else: 
                nums[k] = right[j] 
                j+=1
            k+=1
        while i < len(left): 
            nums[k] = left[i] 
            i+=1
            k+=1
        while j < len(right): 
            nums[k] = right[j] 
            j+=1
            k+=1

В данном алгоритме мы сначала получаем дерево разбиения нашего массива, глубина которого равна log(n). Далее для каждого уровня нашего дерева нам нужно пройтись по n элементам, сравнить их и записать промежуточные результаты. Таким образом сложность данного алгоритма n*log(n). Это в свою очередь быстрее чем рассмотренный ранее алгоритм.

Когда мы оценили несколько алгоритмов с точки зрения времени выполнения, мы можем выбрать алгоритм, который работает быстрее всего. Но в процессе реализации такого алгоритма может возникнуть ситуация, когда для корректной работы необходимо создавать специфические структуры данных, а также дублировать некоторые данные. В этом случае важно оценить, что для нас является более критичным ресурсом —  время или память. Чтобы грамотно это оценить необходимо уметь не только выявлять максимальное и минимальное время работы алгоритма, но и оценивать и оптимизировать структуры, в которые мы записываем данные. Приведем пример. Если для какого-либо алгоритма нам необходимо дублировать целочисленный массив, этот алгоритм может показаться нам недостаточно эффективным, даже если он дает прирост в скорости в 1.2 раза. Однако, если мы проведем тщательный анализ данных, оценим возможные значения этих самых данных можно прийти к выводу, что вместо int64 здесь вполне применим int32 или даже int16, что нивелирует необходимость дупликации данных и позволяет использовать более быстрый алгоритм. Но может произойти и более сложная ситуация. Допустим наш алгоритм занимается только операциями поиска вставки и удаления. В голову сразу приходит хэш-таблица, которая позволяет делать все эти операции за константное время. Однако, если мы знаем, что у нас будет не больше 100 элементов нам стоит еще раз подумать о структуре данных, так как операции получения хэша тоже занимают время, а при использовании новых и сложных алгоритмов хэширования, заточенных на избежание коллизий в больших объемах данных это время может быть несоизмеримо больше того времени, которое мы потенциально экономим при использовании этой структуры. Если вернуться к алгоритмам сортировки, рассмотренным ранее, то можно заметить, что сортировка пузырьком работает с исходными данными и не нуждается в дополнительном выделении памяти, тогда как merge sort требует выделение массива такого же размера, как и исходный. Поэтому в данном случае важно понимать какой длины ожидается массив и хватит ли у нас вычислительных ресурсов для его дублирования.

Таким образом, важно помнить, что за двумя зайцами скорее всего угнаться не получится, поэтому важно четко понимать, что для вас обойдется дороже – память или время. А если удалось и ускорить работу алгоритма и использование памяти сократить, лучше на всякий случай перепроверить расчёты.