Время прочтения: 2 мин.

Если в каком-то сообществе 5% участников одновременно совершает определенное действие, то остальное большинство автоматически начинает за ними повторять, то есть автосинхронизация — это процесс, охватывающий массы.

Английские ученые поставили эксперимент. В просторный зал пригласили людей и дали некоторым участникам эксперимента четкое задание, как именно и когда нужно двигаться, а всем остальным было разрешено перемещаться в любом направлении. Экспериментом было подтверждено, что 5% человек, перемещающихся с определенной целью, смогли заставить всех остальных двигаться в том же направлении.

Из данной закономерности можно сделать практические выводы о том, что под руководством одного лидера не стоит делать коллективы больше 20 человек (20 человек / 100% * 5% = 1), увеличение количества человек в группе повлечет за собой потерю управления.

Рассмотрим явление автосинхронизации на социологическом примере. Наиболее ярко автосинхронизация проявляется, например, в зрительном зале, когда возникает овация. Сначала в тишине зала начинают аплодировать единицы, потом аплодирует весь зал, но аплодируют не синхронно, потом каждый аплодирующий незаметно для себя или даже вопреки собственному сознанию начинает бить в ладоши синхронно со своим соседом, и, в конце концов, весь зал аплодирует синхронно, как один человек. Овация — это действие, в котором проявляется способность большого количества людей к автосинхронизации.

Способность автосинхронизации можно использовать и при бесструктурном управлении, нужен только генератор «необходимого действия», активно вовлекающий в процесс. Благодаря «генератору» можно запустить и более сложные социальные явления, чем овация, например, ажиотажный спрос на те или иные товары или участие в избирательной кампании.

В отношении крупных компаний, в том числе ПАО Сбербанк, применение эффекта автосинхронизации тесно связано с коммуникационной политикой по продвижению банковских продуктов на рынок. Основными ее элементами является реклама, связи с общественностью и персональные продажи.

 При проведении аудита, пожалуй, необходимо помнить о наличии эффекта автосинхронизации, и каждую выявленную проблему или нарушение оценивать системно с учетом существующего влияния автосинхронизации на группы участников и возможных автоматических последствий.

В обществе потенциал автосинхронизации — это своего рода “рояль в кустах”, на котором неожиданно можно исполнить “пьесу”, например, биржевой лихорадки. Но “рояль” не играет сам, а тем более не оказывается “в кустах” сам по себе, о чём обычно забывают или не задумываются…

По материалам dotu.ru