Мнение эксперта

Выездная проверка: зачем внутреннему аудиту традиционные инструменты в эпоху digital?

Время прочтения: 2 мин.

Не редко в СВА банков складывается ложное представление об отсутствии целесообразности выезда на место ведения бизнеса заемщика. Банки располагают огромным массивом информации о заемщике. Но даже несмотря на ее наличие, часто дать достоверную и объективную оценку бизнесу заемщика может только выездная проверка. Скептики возразят, что сегодня ряд кредитных продуктов не предполагает выезда даже кредитного инспектора, поэтому для внутреннего аудитора в нем нет необходимости. Однако от СВА руководство компании ждет независимой и объективной оценки по проверяемому процессу. Если для воплощения этих ожиданий аудитору нужно побывать на месте ведения бизнеса заемщика, то выезд необходим. Робот здесь пока не заменит аудитора.

Выезд на место ведения бизнеса аудиторы согласовывают с руководством проверяемого подразделения или филиала и руководством или собственником заемщика. Категория «место ведения бизнеса» включает спектр позиций – производственная площадка, торговая точка, склад, офис топ-менеджмента – в зависимости от преследуемых аудиторами целей. 

Цель выезда – подтверждение соответствия информации о деятельности заемщика, предоставляемой в банк самим заемщиком и отражаемой в АС банка сотрудниками профильных подразделений, фактическим данным и сбор соответствующих аудиторских свидетельств и доказательств. Конкретизация цели зависит от обстоятельств, в отношении которых необходимо подтверждение. Например, в ходе аудита может потребоваться подтверждение реальности и объемов бизнеса заемщика, наличия и исправности залогового имущества, проблем в бизнесе на этапе образования просрочки и т.д.

Задачи – это конкретные действия, которые совершают аудиторы непосредственно при выезде:

  • подтвердить месторасположение производственной площадки заемщика;
  • произвести осмотр остатков товарно-материальных ценностей на складах и сопоставить их величину по складскому учету с бухгалтерской отчетностью;
  • провести проверку залогового имущества;
  • оценить ход реализации инвестиционной стратегии заемщика;
  • идентифицировать связанные организации и т.д.

Этапы выезда аудитора на место ведения бизнеса заемщика:

1. Подготовка к выезду

2. Знакомство и предварительное совещание при выезде

3. Непосредственно аудиторские мероприятия

4. Заключительная встреча. Обратная связь

5. Формирование аудиторских выводов. Дополнительный запрос информации – при необходимости.

Традиционный инструмент – выездная проверка — по-прежнему остается эффективным и актуальным способом проведения аудита, если внутренний аудитор, применяя его, осознает соотношение результата выезда и необходимости в нем для обеспечения должного качества аудита.

Авторскую статью читайте в журнале «Внутренний контроль в кредитной организации» №3 (43) 2019

Советуем почитать