Время прочтения: 4 мин.

Мы способны производить значительные изменения в мозге, изменяя процесс мышления.

Эта мысль является ключевой в курсе «Learning How to Learn», разработанном профессором Оклендского университета Барбарой Оакли совместно с нейрокибернетиком, профессором Института биологических исследований Солка Терренсом Сейновски.

И именно она вдохновила меня, потому что раньше я думала, что склонность к наукам либо дана нам природой, либо мы ей обделены.

После прохождения курса я поняла, что ошибалась. Барбара Оакли тоже с детства не была прирожденным математиком, она обладала «гуманитарным складом ума» и изучала языки. Барбара начала интересоваться точными науками только в 26 лет и достигла в этом успеха лишь благодаря упорству и применению верных техник в обучении.

Курс помог мне усвоить одну простую истину – то, к чему мы склонны, не всегда единственно верный выбор для нас.

Нам следует развиваться во многих областях и это доказывает глобальная цифровизация мира. Всё больше привычных вещей приобретает электронную версию: появляется машинное обучение, интернет вещей, даже маркетинг стал digital. Эта тенденция не обошла стороной и внутренний аудит, а значит, необходимость обучаться, чтобы оставаться востребованным специалистом, бесспорна.

Как же учиться эффективнее?

По мнению авторов курса, самый лучший подарок, который дал нам наш мозг – это возможность изучать что-то новое каждый день. И если немного разобраться в его работе, то учиться станет легче.

В мозге происходят миллионы миллиардов синапсов (соединений), которые хранят нашу память. Ранее считалось, что по мере взросления человека силу синапсов можно было контролировать через обучение, но новые нейроны не формировались и нейронные связи не особо менялись. Сейчас учеными выявлено, что в некоторых частях мозга, например, в гиппокампе новые нейроны образуются даже у взрослого человека. Однако, если их не использовать, они умирают. Спасти их помогают новые знания и навыки. Вот почему еще обучение так важно.

Существует 2 типа мышления: сфокусированный, помогающий нам решать уже знакомые задачи и рассеянный, который мы используем, сталкиваясь с неизвестными вопросами или пытаясь взглянуть на проблему с другой стороны.

Для более эффективного обучения рекомендуется переключаться с одного типа мышления на другой, таким образом, используя в процессе оба полушария мозга.

Например, для написания текстов используется «творческий» тип мышления – рассеянный, а для их редактирования – сфокусированный. Этот подход я использовала при создании статьи.

Переключаться между двумя типами мышления помогает простая техника «Pomodoro» – когда мы сфокусированы в течение 25 минут, а потом делаем перерыв и вознаграждаем себя за работу.

Она же является одним из действенных способов борьбы с прокрастинацией – промедлением и откладыванием дел «на потом», научиться бороться с которой чрезвычайно важно, потому что она мешает нам и в процессе обучения, и в жизни. Например, эту статью я пишу в последний день перед сдачей и приходится торопиться, что доставляет определенный дискомфорт.

Кроме того, при обучении полезно использовать следующие советы:

— визуализировать и ассоциировать знания, создавать метафоры;

— проходить тесты и пересказывать по памяти изученный материал;

— разбивать новую информацию на фрагменты для ее лучшего усвоения;

— начинать со сложных задач и использовать метод чередования – переключаться между задачами разных уровней сложности;

— не забывать о сне, во время которого мозг работает над вопросами в рассеянном режиме мышления и который помогает выводить из него вредные вещества, продуцированные во время бодрствования;

— применять знания на практике.

А я, хотя еще не до конца научилась применять на практике все советы курса, могу сказать, что он был очень вдохновляющим и помог мне поверить в возможность научиться «думать, как математик», подобно Барбаре Оакли.

Авторы призывают делиться идеями из курса с миром, что и привело к написанию этой статьи. Ведь, как верно говорится – нельзя по-настоящему чему-то научиться, не научив других.

Я спасла свои новые нейроны, а вы?

P.S. курс бесплатен для прохождения всеми желающими и размещен на Coursera.

P.S. курс на английском языке, по желанию – с русскими субтитрами, что поможет вам кроме освоения техник обучения, улучшить уровень знания английского.

Как сказала бы Барбара Оакли: «Спасибо, что учитесь, как учиться».

Еще немного полезных сайтов:

www.brainfacts.org (еще больше об особенностях работы мозга от доктора Терренса Сейновски);

www.publicationcoach.com (полезные советы о том, как научиться писать от писателя-коуча Дафни Грей-Грант).