Время прочтения: 3 мин.

Моделей для приоритезации существует великое множество. Мы предлагаем ту, которая доказала свою эффективность и отлично помогает при оценке проектов и задач, функций и продуктов.

Речь о модели RICE.

Аббревиатура расшифровывается как охват (Reach), влияние (Impact), уверенность (Confidence) и усилия (Effort).

Для разбора инструмента используем кейс.

Отделу аудита в течение квартала нужно провести проверку филиалов компании.

В отделе есть несколько подходов к определению числа проверяемых филиалов и тех показателей, которые мы можем использовать для непосредственного проведения проверки.

Цель – выбрать лучший вариант, который покажет максимальную эффективность аудиторской команды.

Этап Reach означает тот объем задач/проектов, который мы должны взять в приоритетную отработку.

Отвечаем на вопрос – сколько филиалов мы должны охватить, чтобы эффективно оценить систему внутреннего контроля компании в целом.

Один сотрудник предлагает использовать для охвата ежеквартальную статистику по филиалам с «нехорошими» показателями. В нее попали порядка 20 филиалов.

Другой аудитор предлагает филиалы, в которых сотрудники за последний квартал получили наибольшие премии за выполнение планов продаж. Итог — 10 филиалов.

Переходим к Impact. Он позволяет сфокусироваться на тех показателях, которые действительно приближают нас к поставленной цели.

Например, для оценки системы внутреннего контроля филиала у нас есть 50 различных критериев. На этом этапе используем такую систему отбора, которая позволит выбрать действительно критичные. 3 – очень сильное влияние, 2 – сильное влияние, 1 – среднее влияние, 0,5 – слабое влияние, 0,25 – минимальное влияние.

Такая оценка, конечно, субъективна, но все же лучше, чем просто ощущения.

Наша цель – выбрать самые критические показатели оценки системы внутреннего контроля филиала. Оцениваем все критерии по системе отбора и выбираем те, у которых оценка 3. Допустим, по охвату «нехороших» филиалов у нас получилось 12 показателей, а по премированным сотрудникам – 7.

Следующий этап Confidence. То есть уверенность в тех оценках, которые мы выбрали.

100% – высокая достоверность, 80 – средняя, 50 – низкая, менее 50 – тревожный сигнал, не стоит брать такие оценки в работу.

Отбор филиалов и показателей для их оценки по «плохой» статистике проводил аудитор с многолетним опытом, профессиональными сертификатами и глубоким знанием процесса. Можем смело брать 100%-ую достоверность. Во втором случае — это рядовой сотрудник, который работает в компании два года, хорошо разбирается в процессе, но не имеет квалификации в области международной сертификации. Уровень достоверности – 80%.

Effort или усилия. Этот этап про 80% результата при 20% усилий. Оцениваем те усилия, которые нам необходимы для проведения проверки с максимальным результатом. Усилия рассчитываются в человеко-месяцах, один человеко-месяц – это месяц работы одного члена команды.

Проверка 20 филиалов по 12 показателям займет по оценкам около двух недель, поэтому значение фактора Effort – 0,5. А проверка 10 филиалов по 7 показателям – одну неделю. Значение — 0,25.

Теперь все полученные показатели подставляем в простую формулу:

RICE SCORE = (Reach* Impact* Confidence)/ Effort

Полученный результат даст оценку задачи/проекта по общему воздействию за отработанное время. Как раз то, что мы хотели максимизировать. Оценивая таким образом несколько задач и проектов, в итоге ориентируемся на тот вариант, который получит наивысший балл.

В нашем примере:

1 вариант = (20*12*1)/0,5=480

2 вариант = (10*7*0,8)/0,25=224[M1] 

При работе этим методом могут быть отступления от общего правила. Здесь многое зависит от убедительной аргументации участника аудиторской команды. Составляющие формулы RICE SCORE могут быть пересмотрены на любом этапе оценки, следовательно, и результат тоже будет другим.

Вместо заключения. Рассмотренная модель – не является жестким правилом следования, а всего лишь базой для принятия взвешенных решений, с помощью которого мы можем выбрать приоритетные направления проверки и проекты, за которые стоит взяться в первую очередь, или просто эффективно распланировать свой день.

Пробуйте и делитесь своими результатами!