Лайфхаки в аудите

Аудит капвложений. Советы от дяди Юры

Время прочтения: 3 мин.

В условиях «удаленного» режима работы, особую актуальность приобретает опыт проведения проверок без выезда на объекты. На первый взгляд кажется, что для проверки капвложений не обойтись без посещения проверяемых объектов. Однако, и не выезжая на объекты, можно найти массу нарушений в процессе освоения средств организации на реконструкцию/ капитальный ремонт или строительство объектов недвижимости.

Для этого достаточно внимательно изучить основные документы, составляемые в процессе капитальных вложений:

  • проект реконструкции, в т.ч. план обмера помещений/ полов/ потолков, демонтажный план;
  • журнал производства работ, в котором отражаются по хронологии выполненные работы и текущие замечания заказчика по проведенным работам;
  • договор с приложением графика производства работ;
  • форма КС-2 — акт о приемке выполненных работ, основной документ, по которому оплачиваются выполненные обязательства, промежуточная и конечная сумма по этапам строительства/капремонта.

Итак, начнем. Самый простой способ выявления излишних затрат, не требующий специализированных знаний в строительстве и ремонте, это проверка суммы разделов и итоговой суммы в акте выполненных работ (КС-2). Данная форма составляется в АС «Смета» с последующим формированием Excel-файла, в котором и «исправляют» итоги на большую величину. По окончании работ контролирующие работники заказчика проверяют обоснованность затрат, предъявленных подрядчиком к оплате. Для этого в КС-2 проверяют корректность примененных расценок на работы/ материалы, коэффициентов пересчета, объемы работ и материалов и т.п. Но при этом, как правило, не проверяют итоговую величину в акте выполненных работ на «арифметику», т.е. соответствует ли она сумме разделов акта, и, в результате пропускают на оплату документ, в котором 2 + 2 = 5.

Проверить правильность расчетов в КС-2 можно с помощью встроенных функций Excell. В случае, если документы представлены в pdf-формате и объемы документов довольно велики, можно воспользоваться технологией Computer Vision, которая позволяет переводить требуемые данные из сканированных копий в электронные таблицы.

Вот так простой подсчет промежуточных итогов позволит установить излишние затраты организации-заказчика.

Выявить завышенные объемы работ/ материалов, предъявленные к оплате, можно еще одним незатейливым способом: путем сопоставления в КС-2 расхода материалов на единицу измерения с технологическими характеристиками этих материалов (их можно найти в паспорте товара). Так, например, при отделочных работах помещения подрядчиком в КС-2 был заявлен к оплате объем краски, исходя из расхода 300 г краски на 1 кв.м. Также в КС-2 была указана марка использованной в работе краски. По характеристикам, указанным в открытых интернет-источниках, установлено, что расход примененной марки краски на 1 кв.м составляет в три раза меньше – т.е. 100 г на 1 кв.м. Таким образом, было выявлено трехкратное завышение объема, использованного при отделочных работах материала.

На этом наши «полезности» не заканчиваются. В следующем выпуске мы расскажем, как выявить оплату одних и тех же работ, а также про неразумную последовательность проведения работ, которые приводят к нерациональным расходам.

Советуем почитать