Время прочтения: 6 мин.

#экскурсвисторию

Наша площадка делает основной акцент на темах новых технологий, цифровизации и перспективах развития аудиторского дела, контроля и рисков. На наш взгляд, важно не терять связь с прошлым и знать историю своей страны и своей профессии.

Сегодня мы хотим познакомить вас с эпизодом в истории становления контроля в России и с одним из ее творцов.

Еще до активной стадии реализации государственных реформ, императору Александру II (1855 – 1881) было ясно, что без коренной перестройки системы контроля в России будет сложно добиться серьезных результатов в экономической сфере. Стране нужны были новые законы и правила, новые министерства и ведомства, новый контроль и новые управленцы. Одним из них стал — Валериан Алексеевич Татаринов (1816 — 1871).

Валериан Татаринов — выходец из старинной дворянской семьи. В 1834 году с отличием окончил Благородный пансион при Московском университете, а годом позже поступил на службу в канцелярию Государственного контроля. В 1842 году был командирован в канцелярию Его Величества для составления свода контрольных правил и законов. Как отмечал в своих «Воспоминаниях» государственный контролер К. Ф. Головин, Государственный контролер России Алексей Захарович Хитрово, «был так поражен изяществом и ясностью изложения» Татаринова, что «назначил его, несколько месяцев спустя, начальником своей канцелярии». В 1850 году он уже вице-директор канцелярии государственного контроля и правитель дел комитета по составлению Ревизионного устава, а в 1852 году — генерал-контролер Контрольного департамента гражданских отчётов.

Полный хаос в государственной отчетности в середине XIX века стал одной из причин, по которой в 1855 году для изучения контрольного дела в Западной Европе и возможного использования его опыта в России за границу была направлена группа российских чиновников, среди которых был и Валериан Татаринов.

В течение долгих трех лет он подробно изучал опыт Пруссии, Австрии, Бельгии, Франции, а затем и США.

Оказавшись в эпицентре мирового экономического развития того времени, Татаринов сумел понять суть и основные принципы сформировавшейся в этих странах системы государственного контроля и аудиторской деятельности.

Так в одном из писем супруге он пишет о своих впечатлениях от общения с чиновником австрийского контрольного органа: «Я еду на поезде в Вену. Вчера имел удовольствие познакомится с господином Штерном. Должность его не столько контрольная, как мы все думаем, но также и доверенная. Он не только проверяющий, но и советник и помощник. Удивительно верный подход к контрольному делу».

По результатам своей длительной командировки Татаринов составил пять записок о государственной отчетности и контроле в этих странах, а также единый доклад с выводами и предложениями.

Основным итогом его усилий стал проект реформирования государственного контроля в России.

Первый блок проекта касался финансовой системы и основными его положениями стали:

  • единообразие формирования финансовых смет по государственным расходам для всех органов управления и обеспечение их точного исполнения в соответствии с ежегодным законом о бюджете;
  • единство кассы, то есть все денежные бюджетные средства должны были быть сосредоточены в кассах Министерства финансов.

Второй блок инициатив затрагивал ревизионную систему:

  • учреждение самостоятельного, независимого от исполнительной власти ревизионного органа с правом производить всестороннее наблюдение за движением капиталов, принадлежащих казне, и обсуждать финансовые действия и хозяйственные операции не только исполнительных, но и распорядительных управлений;
  • введение предварительного контроля, то есть проверки правильности расходных предписаний распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу.

Император лично следил за продвижением дел и на докладе, сделанном Татариновым по возвращении, собственноручно надписал:

«Читал с большим вниманием и любопытством. Искренне благодарен д.с.с. (действительный статский советник – М.Ш.) Татаринову за его добросовестность и основательность труда. Дай Бог, чтобы у нас умели извлечь из него ожидаемую мною пользу».

Проект реформы встретил резкое противодействие со стороны министров, однако в феврале 1859 года Александр II утвердил разработанные В.А. Татариновым «коренные начала» преобразования государственного контроля и отчетности, в том числе — введение предварительного контроля.

1 января 1863 года Валериан Татаринов был назначен на должность Государственного контролёра. В том же году под руководством Татаринова были впервые применены новые сметные правила, а также проведена кардинальная реформа самого ревизионного ведомства. Теперь это был единый контрольный орган, обладающий всей полнотой прав документальной ревизии практически всех государственных учреждений — центральных и местных.

«Пилот» по направлению «единство кассы», говоря современным языком, начался в Санкт-Петербурге. А уже к 1866 году был тиражирован по всем губерниям и областям России, где были созданы местные органы Государственного контроля — контрольные палаты.

С 1866 года ведомство под руководством Валериана Татаринова получило право осуществлять контроль над всероссийским бюджетом в целом.

Именно в этого времени было начато повсеместное сокращение расходов по всем министерствам и управлениям, что позволило к 1872 году достичь бездефицитного бюджета.

Достижением реформ 1863-1866 годов в области финансового контроля стало введение на всех уровнях контроля права внезапного освидетельствования касс для проверки фактического расходования казённых средств. Немного позже ревизоры были наделены правами проверять наличность на военных складах, организовать внезапный таможенный досмотр товаров и участвовать в проверке строительных операций на шоссейных и водных дорогах.

Десять лет спустя, в 1876 году, Государственный совет России дал свою оценку реформам Татаринова:

«Больший по сравнению с прежним порядок в государственном хозяйстве, большая бережливость в употреблении денежных и имущественных средств государства, большее уважение к финансовым и хозяйственным законам стали положительно замечаться в последнее время; и на проявление всех этих улучшений значительную долю влияния, бесспорно, имеет более строгий и внимательный контрольный надзор».

По воспоминаниям современников, Татаринов был сильной и волевой личностью, обладающей несомненным талантом. Он отличался блестящим умом, образованностью и энергией, обладал редкой интуицией и умением быстро оценивать людей: буквально минутного личного разговора ему оказывалось достаточно, чтобы составить представление о способностях и характере человека.

В частной жизни Валериан Татаринов был «чрезвычайно ласков и доступен, но в исполнении долга суров и непреклонен, хотя бы эта твёрдость и могла навлечь негодование влиятельных лиц…». Деятельный, волевой и справедливый, он представлял собою практически идеальный образ того, кто должен был занимать место Государственного контролёра.

14 февраля 1871 года Валериан Алексеевич Татаринов скоропостижно скончался от разрыва сердца.

Он вошёл в российскую историю как один из главных движущих деятелей реформ Александра II и выдающийся специалист в области государственных финансов, создавший основы работы Государственного контроля. Смерть не остановила начатых им реформ. Планы Татаринова были продолжены при его преемниках — А.А. Абазе (1871-1874) и С.А. Грейге (1874-1878). Благодаря таким профессионалам и патриотам в государственном контроле и других сферах деятельности, Россия к 1913 году занимала пятое место в мире по темпам и уровню экономического развития, став одним из мощнейших государств не только в военном, но и в промышленном плане.

Если вас заинтересовала наша статья, рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик о Валериане Татаринове, подготовленный Счетной Палатой России (ссылка)