Время прочтения: 5 мин.

Недавно я придумал новое определение внутреннему аудиту. Но прежде чем дать ответ, предлагаю сыграть в игру. В своем определении последнее слово я предлагаю определить вам.

«Внутренний аудит – это  систематическое ….»

То, о чем я говорю, – не столько определение, сколько понимание, толкование, созерцание, иной способ осмысления того, что такое внутренний аудит на самом деле. Давайте разберемся в этом подробнее.

Прежде чем определить последнее слово, давайте рассмотрим предыдущее: «систематический».

Это слово является важным признаком нашей профессии, определяет системный подход к работе.

Несмотря на то, что я часто выступаю против четкого курса поведения, процессов, рекомендаций, стандартов, правил, и всего остального, что призвано достойно продемонстрировать нашу работу и сделать её лучше, тем не менее, все это служит оплотом и защитой нашей работы и профессии от агрессивных нападок.  Наверное, для тех из вас, кто знаком с моей позицией, непривычно услышать от меня, что я выступаю в поддержку структурирования. Однако, несмотря на желание освободится от этих оков, я признаю, что при правильном применении структурирования становится не ограничением, а платформой для роста.

Итак, структурирование, являясь неотъемлемой частью внутреннего аудита, имеет место быть.

Но вернемся к нашему пропущенному слову. Догадываюсь, что те, кто решился сыграть в эту игру, понимают аудит как систематическое исследование, изучение, анализ или даст любое из множества других определений, характеризующих цели и задачи нашей работы. (Определение внутреннего аудита ИВА гласит: «Внутренний аудит… помогает организации… путем применения системного подхода к оценке и повышению эффективности… процессов»).

Но никто из этих людей не поймет, как аудитору стать по-настоящему успешным. Я верю только в два качества, которыми должен обладать аудитор – это креативность и любопытство.  Обладая двумя этими качествами, аудитор даже в самом начале карьеры будет намного успешнее других своих коллег, не говоря о лидерах, наставниках и иных сотрудников, имеющих значительную долю влияния на успех внутреннего аудита.  Мои наблюдения показывают, что эти две черты демонстрируются хорошими, качественными и успешными аудиторами, теми, кто в итоге становится настоящими лидерами.

Если вы хоть немого знакомы с моими публикациями, вы знаете, что я продолжаю заниматься творчеством.

А теперь давайте перейдем ко второму упомянутому качеству. Любопытство, любознательность, желание узнать хоть немного больше, способность продолжать задавать важные вопросы.

Говоря об этих двух качествах – творчестве и любопытстве, – я склонен отдать предпочтение второму. Скорее всего, все будут согласны с этой идеей. Тем не менее, несмотря на это единодушие, я не вижу реальной поддержки этой концепции в нашей профессии.

Учимся ли мы любопытству? Приглашаем ли специалистов? Есть ли у нас коучи? Думаю, что 99,9% из вас ответит «нет».

Нам нужно осознать необходимость любопытства, мы должны начать заострять на нем внимание, и мы должны понять, почему так много людей сторонятся этого качества.

Я перечитываю книгу Линды Барри «Нарисуй это», в которой задается вопрос «Хотел бы ты уметь рисовать?» с дальнейшем объяснением, как это сделать. Это описание очень содержательно, книга написана невероятным языком. Художница задает два очень простых вопроса. «Почему мы начинаем рисовать?» и «Почему мы перестаем это делать?»

На мой взгляд, ответ на первый вопрос в том, что мы начинаем рисовать для удовольствия. Обычно детей не нужно заставлять рисовать. Им это нравится. Они рисуют просто так.

Ответ на второй вопрос потребует самоанализа – у всех нас есть свои причины, оправдания и свои собственные демоны, которые заставляют нас остановиться. А вообще кто-то просто сказал тебе, что это ерунда, и не очень-то хорошо у тебя это получается. Вдохновение исчезло, так же, как и желание просто рисовать.

Любой из нас может вернуть радость рисования ради самой радости, поняв, что нас сдерживает, и тем самым заново открыть её для себя.

Учитывая выше сказанное, сформулирую два своих вопроса о любопытстве. Первый: когда мы начинаем задавать вопрос «почему»? Все точно так же, как с рисованием: это происходит в самом начале. В мире столько всего, что нужно исследовать, изучить, узнать. И как только ребенок научился связно говорить, он задает вопрос: «Почему?»

А теперь второй вопрос. Почему мы перестаем задавать вопросы? Скажете, индивидуальные психологические причины? Но давайте посмотрим правде в глаза. В детстве нас учат тому, что всегда есть один правильный ответ (и ваш учитель знает его), и не надо задавать этих глупых вопросов.

И вот люди перестают спрашивать. Они принимают правила. Они не ищут причин. Они просто делают то, что им говорят.

Но, как и в случае с рисованием, любой из нас может восстановить радость открытия, исследования, любопытства, просто осознав, почему мы прекратили это делать, а затем вновь открыть  для себя эту радость.

И те, кто не отказался от поисков ответов, или те, кто вновь открыл для себя радость, – эти люди станут хорошими и успешными аудиторами.

Я встречал много аудиторов, довольно успешных, но, тем не менее, посредственных, – которые провалили этот тест. Любопытство в них начисто отсутствует. Да, они понимают вопросы, которые необходимо задать, чтобы состояться как аудитору, но они не понимают, почему задаются эти вопросы. И почему стоит спрашивать, почему это так важно. А ведь это путь от обычного аудитора до супераудитора.

Если вы все еще не поняли, к чему я веду, вот вам мое определение, понимание и толкование внутреннего аудита: внутренний аудит – это систематическое любопытство.

Конечно, все наши системы должны быть отлажены. Но весь этот анализ, обзоры, экспертизы и расследования – все это  оказывается бесполезным, если это не вызвано любознательностью, простым стремлением знать больше.

Айзек Азимов сказал: «Самая волнующая фраза, какую можно услышать в науке, — фраза, возвещающая о новых открытиях, — вовсе не «Эврика!», а «Вот забавно…»»

Нам всем известен тот захватывающий момент, когда мы раскрываем мошенническую схему или обнаруживаем проблему и находим ее корневую причину, делаем любое открытие – все это свидетельствует о  ценности нашей проверки. Но все это не может существовать без того, что однажды мы сказали себе «Вот забавно…»

С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке: