Время прочтения: 10 мин.

По данным опроса «Глобальные экономические преступления и мошенничество», проведенного компанией PwC в 2018 году, только 49% международных организаций признали, что стали жертвами мошенничества и экономических преступлений. Однако, по имеющейся у PwC информации, их количество должно быть намного больше. Что же можно сказать про оставшиеся организации?

Реальность такова, что слишком мало компаний полностью осведомлены о рисках мошенничества, с которыми они сталкиваются. PwC было опрошено более чем 7200 организаций в 123 странах и сформулированы стратегические задачи по идентификации и противодействию мошенничеству.

ФРОД – это конкурент, о котором вы не знаете.

Сегодня борьба с ФРОД становится отдельным направлением бизнеса. Масштабы и последствия от ФРОД в цифровом мире значительно выросли. Для эффективного противодействия ФРОД необходимо думать об этом как о крупнейшем конкуренте, о котором вы раньше не знали.

Вопрос заключается не в том, стала ли ваша организация жертвой ФРОД? Сегодня вопрос должен стоять так: известно ли вам, как ФРОД вредит вашей организации?

По итогам опроса специалисты PwC выделяют 4 шага противодействия ФРОД:

1.Признавайте ФРОД при его выявлении

2. Используйте динамический подход

3.Пользуйтесь современными технологиями

4.Инвестируйте в людей.

  1. ПРИЗНАВАЙТЕ ФРОД ПРИ ЕГО ВЫЯВЛЕНИИ

На первом этапе необходимо понять – действительно ли увеличилось количество ФРОД операций или изменилось понимание о ФРОД и его стали больше выявлять?

По сравнению с 2016 годом количество компаний, признавших себя жертвами ФРОД, увеличилось с 36% до 49%. Возможно это объясняется растущим информированием о ФРОД.

Как бы организации не старались, предусмотреть все риски, связанные с мошенничеством, невозможно. Однако выявление новых проявлений ФРОД позволяет формировать новые методы борьбы с ним.

Оценка риска мошенничества — первый шаг к его предотвращению, прежде чем ФРОД возьмет права управления. Несмотря на увеличение расходов, многие организации все еще реагируют на свершившиеся факты или занимаются предотвращением мошенничества с помощью реактивных, оборонительных подходов.

Тем не менее, правила игры меняются. Растет уровень нетерпимости общества к фактам коррупции и мошенничества. Некоторые корпорации и руководители в настоящее время привлечены к ответственности за прошлые проступки, которые ранее считались этичными в рамках «негласных правил ведения бизнеса».

В рамках исследования выделяют две наиболее значимые угрозы для роста бизнеса – это отсутствие подотчетности топ-менеджмента компаний и отсутствие критики принимаемых ими решений.

Поведенческий риск: скрытый риск, лежащий в основе внутреннего мошенничества.

По результатам опроса выделены два вида мошенничества, количество случаев которых значительно увеличилось с 2016 года:

  • мошенничество с потребителями (заявлено 29% опрошенными респондентами);
  • неправомерные действия бизнеса (заявлено 28% опрошенными респондентами).

Что ставит эти виды ФРОД, соответственно, на 3-е и 4-е места среди наиболее часто встречающихся видов ФРОД после незаконного присвоения активов — 45% и киберпреступности — 31%.

Эти изменения отражают необходимость признания широкой категории рисков внутреннего мошенничества, обозначаемых как «поведенческий риск». Это риск того, что неэтичные действия руководства и/или сотрудников будут угрожать представлению клиентам достоверной и полной информации о результатах деятельности организации или состояния рынка.

В настоящее время многие компании рассматривают соблюдение этических норм и управление рисками предприятий как отдельные функции, что мешает проведению стратегического анализа, учитывающего их взаимосвязи. Современные инновационные подходы предлагают рассматривать функционал по расследованию мошенничества, управлению риском мошенничества и уведомлению о мошенничестве Правления или регулирующих органов как компоненты поведенческого риска.

Ищите ФРОД в правильном месте.

Исследование показало значительное увеличение доли экономических преступлений, совершенных сотрудниками организаций (с 46% в 2016 до 52% в 2018) и резкое увеличение доли этих преступлений, совершенных топ менеджментом компании (с 16% в 2016 до 24% в 2018).

  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Топ-менеджмент отвечает за все.  

Прямые денежные издержки от ФРОД и его последствий могут быть весьма существенными. Однако вторичные издержки, возникающие в результате трат на расследование механизма ФРОД  и другие мероприятия, могут быть значительно выше.

46% респондентов заявили, что их организации потратили на проведение расследования и связанные с ним действия столько же средств (или даже больше), чем непосредственно убыток от самого факта ФРОД.

Совет директоров и акционеров, безусловно, требует отчета Топ-менеджмента о величине финансовых издержек от ФРОД, однако в современном мире ответственность лидера этим не ограничивается. Руководитель компании все чаще рассматривается как персональное воплощение организации, он держит руку на пульсе любо аспекта ее деятельности. Поэтому, в случае несоблюдения организацией этических норм общественность и регуляторы все чаще возлагаю персональную ответственность за случившееся на руководителя, неважно, заслужил он это или нет.

Исследование PwC показывает, что в 9 из 10 случаев информация о наиболее значительных случаях ФРОД доводилась до сведения руководителя. Кроме того, 17% респондентов указали на то, что Генеральный директор несет персональную ответственность за реализацию принципов корпоративной культуры организации.

Плохие новости распространяются быстро: репутационный риск теперь превосходит регулятивный риск.

За последние несколько лет произошел ярко выраженный сдвиг в том, как общество смотрит на мошенничество и коррупцию. Исследование показало, что запрос на прозрачную деятельность, как частного, так и государственного сектора поступает не только от регулирующих органов, но и от общества в целом.

В эту эпоху радикальной информационной прозрачности компании часто не своевременно реагируют на выявленные факты ФРОД и ждут оценку общественного мнения, что приводит к возникновению кризиса.

Все руководители, участвовавшие в опросе, заявили, что ущерб репутации компании, с точки зрения негативного экономического воздействия и уровню влияния на бизнес, значительно превышает ущерб от самого факта ФРОД.

Научитесь использовать небольшие потрясения.

Некритичные случаи ФРОД в деятельности любой организации неизбежны. Вопрос в том, чтобы научиться правильно использовать предоставившуюся возможность для тестирования системы внутреннего контроля и ее своевременного улучшения.

Чем больше компания учится эффективно реагировать на микро-сбои, тем лучше она подготовлена для реагирования на мега кризисы.

Опрос показал, что 83% компаний не испытывают последствий в виде негативного влияния на рост выручки в случае управляемого кризиса.

  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

При использовании технологий соблюдайте баланс.

Когда речь заходит о ФРОД, технология является обоюдоострым мечом. Это и потенциальная угроза и потенциальный защитник. Технологии стоят дорого и требуют адаптации, поэтому решение об инвестициях должно быть тщательно продумано.

 Проведенное исследование выявило интересный факт: в развивающихся странах вложения компаний в новые технологии защиты идет более быстрыми темпами, чем в развитых. Искусственный интеллект для борьбы с ФРОД готовы внедрить 27% компаний, против 22% в развитых странах. Внедрение ИИ для развивающихся стран может стать эффективным средством конкурентной борьбы в тех областях, в которых компании из развитых стран уже неэффективно потратили значительные средства.

В итоге разнообразие и доступность технологий создает для бизнеса проблему поиска баланса между эффективностью их использования и стоимостью, оставаясь при этом впереди мошенников.

Помните, что использование защитных технологий может раздражать клиентов.

С одной стороны, для клиента важна уверенность в том, что компания использует современные технологии для выявления случаев мошенничества в услугах, которые она предоставляет. С другой стороны, если этот мониторинг приводит к многократно повторяющимся предупреждениям, то эта уверенность может быстро превратиться в раздражение.

И это растущая проблема. Для организации важно так настроить работу применяемых технологий, чтобы количество оповещений не привело к прекращению использования предоставляемых сервисов.

Киберпреступность вышла за рамки младенчества и подросткового возраста.

Сегодняшние киберпреступники так же сообразительны и профессиональны, как и предприятия, на которые они нападают. Все возрастающая активность киберпреступников заставляет организации искать пути предвосхищения кибератак.  Дополнительным бонусом является возможность наткнуться на новые способы предотвращения ФРОД в области цифровых технологий.

Несмотря на первоочередную задачу бизнеса – удовлетворять потребности клиентов в безопасном обслуживании, существуют более глубокие аспекты борьбы с ФРОД, связанные с действиями регуляторов в области противодействия коррупции и антиотмывочному законодательству.

В настоящее время регулирующие и правоохранительные органы выходят за рамки установления самого факта противоправного деяния, например, торговля контрафактными товарами, а выявляют дальнейшее движение денежных потоков с тем, чтобы проверить, на финансирование какой незаконной деятельности пошли средства.

В результате компания может быть привлечена к финансовой ответственности за действия, истинный смысл которых она могла не осознавать.

  • ИНВЕСТИРУЙТЕ В ЛЮДЕЙ

Небольшие инвестиции в людей приносят огромные дивиденды.

Факт мошенничества является результатом сложения условий и человеческих мотивов. Наиболее важным фактором в принятии решения о совершении мошеннических действий является, в конечном счет, поведение человека, что, с другой стороны, позволяет людям же успешно противодействовать ФРОД.  

В основе метода выявления ФРОД, основанного на поведении людей, лежат три основные драйвера, образующие так называемый «треугольник мошенничества» это: 

  • стимулы (как правило, давление сверху для выполнения показателей);
  • возможность совершения;
  • процесс внутренней рационализации.

Несмотря на то, что ФРОД становится возможным только при наличии всех трех драйверов бороться с влиянием каждого из них необходимо индивидуально.

Для устранения влияния драйвера «возможность совершения» необходим контроль.

Усилия большинства организаций по борьбе с мошенничеством в последние годы были направлены на сокращение возможности совершения мошеннических действий: 50% респондентов отметили, что они потратили значительные усилия для создания системы внутреннего контроля в компании. Это дало свои плоды. По сравнению с 2016 г. количество организаций, считавших возможность совершения мошеннических действий наиболее весомым драйвером, снизилось на 10 % и составило 59%.  

К сожалению, только 34% компании прикладывают значительные усилия для устранения влияния двух других драйверов. Опрос подчеркивает, что 21% компаний признают наиболее значительным влияние драйвера «стимулы» и 11 % влияние драйвера «внутренняя рационализация».

Существует фундаментальное заблуждение, основанное на вере в то, что основанная на технологиях система внутреннего контроля выявляет все случаи ФРОД. Это работает лишь при условии соблюдения менеджментом компании этических норм.

Настоящий опрос показывает, что доля зарегистрированных серьезных случаев ФРОД, совершенных руководством резко возросла за последние два года (с 16% до 24%). Для предотвращения этой проблемы организациям необходимо создать новые элементы управления, учитывающие переопределение управления или сговор в целевых областях.

Для устранения влияния драйвера «стимул» необходима открытость.

ФРОД в бизнес показателях компании, как правило, связан с «корпоративным давлением» – требованиями любой ценой выполнить установленные бизнес показатели.

В ходе настоящего исследования 24% респондентов возлагают ответственность за наиболее серьезные последствия от ФРОД на топ-менеджмент компаний.

При устранении влияния драйвера «стимул» важно не увлечься исключением только финансовых стимулов, как основных побудителей человека к ФРОД. Необходимо помнить, что страх наказания и чувство вины от содеянного сами по себе неплохо противостоят ФРОД. Таким образом, необходимо анализировать в какой степени требования руководства согласуются с этическими нормами и правилами организации.

Полезны также краткосрочные проверки, проводимые в периоды агрессивных действий компании на рынке. Создание внутренних «горячих линий» может обеспечить раннее оповещение о потенциальных проблемах.

Для устранения влияния драйвера «внутренняя рационализация» необходимо формирование корпоративной культуры

В то время как устранение влияния драйверов «стимулы» и «возможность совершения» зависит от организации управления и функционирования системы внутреннего контроля, предотвращение влияния драйвера «внутренняя рационализация» более сложная задача. Это процесс, который полностью происходит в человеческом сознании и влиять на него гораздо труднее.

Одна из особенностей ФРОД заключается в том, что сотрудники часто видят в нем преступление без жертв, т.е. не отождествляют свои действия с ущербом, нанесенным какому-то конкретному лицу.  Это явление получило название «внутренняя рационализация».

Поэтому, первым шагом в предотвращении влияния «внутренней рационализации» должно быть формирование и внедрение корпоративной культуры и неукоснительное соблюдение установленных принципов корпоративного поведения. Для оценки сильных и слабых сторон корпоративной культуры необходимо проводить периодические обследования, фокус-группы и углубленные собеседования. Если сотрудники люди четко понимают, что, с точки зрения корпоративной культуры является недопустимым влияние фактора «внутренняя рационализация» будет снижаться.

Тем не менее, настоящее исследование показало, что количество организаций, инвестирующих в такую подготовку, неуклонно снижается. Процент респондентов, которые указали, что они имеют официальную программу деловой этики или внедряют корпоративную культуру снизился с 82% до 77% по сравнению с 2016 годом. Среди них только 58% компаний указали, что программе деловой этики выделено конкретное направление по недопустимости ФРОД.

Задача выявления и предотвращения ФРОД, несомненно, является сложной. Для ее решения необходимо найти оптимальное сочетание технологических и ориентированных на людей мер, руководствуясь четким пониманием мотивов мошеннических действий и обстоятельств, в которых они происходят. Организациям не нужно уповать на технологии, надеясь, что их внедрение является единственно верным и достаточным решением, а также думать о сумме ущерба от ФРОД как об одной из статей стоимости ведения бизнеса. Напротив, создавая культуру честности и открытости сверху вниз, они могут наполнить свои организации духом открытой подотчетности и вывести ФРОД из тени.