Время прочтения: 3 мин.

В октябре этого года мне довелось принять участие в работе форума инновационных и финансовых технологий FINOPOLIS-2019. Основные материалы – тематические доклады секций – можно найти на сайте форума finopolis.ru и на канале Youtube, а здесь краткий обзор по дискуссии «Цифровой аудит: правда или вымысел?» . Я же хочу поделиться информацией на тему организации процесса обучения в будущем — безусловно актуальной и интересной для всего нашего сообщества.

Речь пойдет о планерной дискуссии «2035. Взгляд в будущее. Новые компетенции и рынок труда». Один только список участников (Эльвира Набиуллина, Петр Авен, Олег Тиньков, Михаил Осеевский, Крис Скиннер, Ти Эс Анил, Елена Шмелева) вызывает неподдельный интерес, особенно, учитывая возможность живого общения этих спикеров.

Из всех выступлений больше всего меня заинтересовало мнение Елены Шмелевой, руководителя фонда «Таланты и успех», созданного на базе центра для одаренных детей «Сириус», по вопросам организации образования, роли искусственного интеллекта, места человека в создании новых идей и путей, позволяющих генерировать эти идеи.

Фонд «Таланты и успех» создает образовательные программы, которые должны ответить на вызовы будущего. Это основа для тех программ, которые сейчас открываются для самых талантливых и мотивированных школьников и студентов. По мнению Е. Шмелевой, и сейчас, и в 2035 году самым важным фактором успешности человека будет время. Уже сейчас создаются системы, которые готовят аналитику и отчетность, используя свои огромные преимущества для того, чтобы сберечь это время. В будущем это приобретет такие реальные очертания, когда идея, путь этой идеи и её воплощение станут максимально быстрыми и самым главным будет ответственность за реализацию этой идеи. Таким образом, идея и ответственность за внедрение этой идеи, станут главными факторами, которые позволят усилить все то, что мы получаем, экономя время.

Учитывая вышеизложенное, безусловно повысится роль творчества, потому что вся рутина уже будет автоматизирована к этому времени и поэтому понадобятся новые идеи, которые не возникнут из развития искусственного интеллекта, а будут формироваться за счет контакта человека с идеей, с природой, социумом, с культурой, с окружающим миром в целом.

Е. Шмелева отметила, что на образовательные программы фонда «Таланты и успех» приезжают школьники и студенты из разных регионов Российской Федерации, что позволяет, за счет огромного культурного разнообразия, прогнозировать очень много прорывов в науке и творчестве.

В будущем, считает Е. Шмелева, опыт каждого человека будет очень хорошо и детально описан и известен. Можно будет использовать и применять этот опыт ровно там, где он нужен и в то время, которое для него отведено. Будут созданы такие системы, когда любое новое знание, произведенное человеком, будет сразу доступно и известно. Тогда мы сможем сразу получать консультацию того специалиста, который является либо автором этой идеи, либо тем, кто её применил. Это позволит включать эту идею в производственный процесс, независимо от удаленности ее автора.

В этой ситуации, предполагает Е. Шмелева, финансы уйдут даже не на второй, а на более дальний план. Конечно же возрастет значение финансовых технологий, но они будут подчинены энергии человека, который будет выдвигать идеи.  Деньги придут туда, где будут организованы коллективы под решение новых задач. Нужны будут люди, которые будут учиться непрерывно, в связи с этим изменится принцип формирования образовательных программ. Человек будет получать нужную информации по чуть-чуть, но зато все время, моментально получая и применяя её. Как учить команды, как формировать команды – это очень важные вызовы для новой системы обучения. Поэтому и психология и сопутствующие ей науки будут помогать человеку испытывать радость открытия и принятия ответственности на себя. Поэтому и психология, и навыки общения приобретут очень большое значение при обучении.