Время прочтения: 3 мин.

В настоящее время для многих организаций внутренний аудит является одним из необходимых ресурсов, с помощью которого можно оценить систему внутреннего контроля в части эффективности управления рисками, соблюдения законодательства, нормативных требований, результативности отдельных операционных/структурных подразделений и т.д. Все это понятно в теории, но как это работает в жизни?

Для способности действительно улучшить организацию требуется анализировать результаты проделанной работы, но ведь не может быть все так просто? В чем отличие в этом случае внутреннего аудита от других направлений?

На просторах интернета «споткнулась» о статью Ричарда Чемберса «Почему тон так важен для внутренних аудиторов?». Автор статьи делает акцент на элементарной вещи, но именно она является фундаментом для успешной работы аудитора.

Аудиторские отчеты должны быть краткими и точными, при этом от того как мы общаемся, зависит каким образом будут расценены наши выводы и рекомендации. Согласятся ли проверяемые подразделения с существованием нарушений и проблем, которые необходимо искоренить и решить? Услышат ли рекомендации по улучшению их работы? Зачастую выявленные нарушения вызывают страх у людей и неспроста иногда считают, что наши отчеты могут поставить под угрозу их карьеру.

Ричард Чемберс призывает ставить себя на место тех, кого проверяем, для понимания, как письменные слова могут быть восприняты. Человеческая природа так устроена, что людям нравится быть признанными за их достижения, но все остерегаются провалов и с этим надо быть осторожными.

Важно понимать насколько внутренний аудит может быть более эффективным и полезным для организации, если сосредоточиться на том, чтобы мотивировать тех, кого мы проверяем, действовать в соответствии с нашими выводами на благо организации. То, как выстраивается общение между аудиторами и проверяемыми подразделениями, определяет, как будут получены наши выводы и рекомендации и именно под этим автор статьи подразумевает «тон». Например, не использовать уменьшительно-ласкательные слова и избегать ненужного жаргона.

Не могу не согласиться с тем, что в целом в статье хотел донести Ричард Чемберс. Внутренним аудиторам важно отслеживать результаты, а именно краткосрочное и долгосрочное влияние нашей работы, в связи с чем однотипными отчетами здесь не обойтись. Под «тоном» подразумевается не только умение общения с людьми, но и донесение информации таким образом, чтобы люди хотели улучшить организацию и  способствовали этому процессу, на мой взгляд, это и является изюминкой внутреннего аудита. Только при правильно выстроенном общении с людьми можно найти то, что негативно влияет на организацию и совместными усилиями влиять на ситуацию.

Могу поделиться собственным опытом. При выявлении нарушений, от того в каком тоне начнется/ведется разговор, зависит, найдешь ли «корень зла» или нет. Однозначно важно выяснить причину, даже на этапе подготовки отчета необходимо взаимодействовать с людьми в таком тоне, который будет располагать людей и при этом не демотивировать. Вдруг мнение аудитора ошибочно и нарушение/проблема кроется в другом, какой след тогда останется у человека? Всегда ставьте себя на место проверяемого, какая реакция была бы у Вас после выявления нарушений? Какие ощущения и настрой на работу? Служба внутреннего аудита должна указывать на «провалы» в работе, но делать это так профессионально и справедливо, чтобы у проверяемых подразделений складывалось понимание над чем необходимо поработать. При таком выстраивании «тона» общения будут заметны результаты деятельности внутреннего аудита, так как люди/сотрудники, проверка чьей деятельности проводилась, все усилия будут направлять не только на исправление зафиксированного аудиторами, западающего момента в своей работе, а в принципе у них будет формироваться чувство ответственности за качество своей работы.

Ссылка на источник