Мнение эксперта

Рынок аудиторских услуг и роль регулятора в его развитии в 2019 году

Время прочтения: 3 мин.

На рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания РФ во втором чтении вынесены изменения в Федеральный Закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».  Законодательная инициатива вызвала обсуждение в СМИ и на просторах интернета.

Какие нововведения ожидать?

В первую очередь, это изменение критериев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (п1. ст.5 ФЗ №307):

 — увеличение объемов выручки за период, за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет с 400 млн. рублей до 800 млн. рублей;

— увеличение суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавшим отчетному году последовательных лет с 60 млн. рублей до 400 млн. рублей.

— ввод критерия среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году.

           Второе,Центральный банк РФ планирует осуществлять регулирование и надзор в сфере аудиторской деятельности, контроль за аккредитацией аудиторских компаний.

На данный момент эта функция закреплена за саморегулируемыми организациями аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Что повлияло на данное требование?

Отзыв лицензий и санация за последние три – четыре года кредитных  учреждений при наличии положительных аудиторских заключений показал Центральному банку РФ низкую эффективность данного инструмента контроля и стабилизации банковского сектора.

В рамках изменений в ФЗ №307 обязательный аудит будут осуществлять только аккредитованные регулятором компании штатной численностью не менее 7 человек. Индивидуальные аудиторы лишаются данного права, им предстоит либо объединяться, либо специализироваться на бухгалтерском учете и консалтинге.  

Третье, Центральный банк РФ ужесточает требования  по независимости деятельности аудиторов и аудиторских компаний, что также продиктовано требованием международных стандартов аудита (Базель III).

Независимость аудита, по мнению регулятора, должна обеспечивать предотвращение «угрозы близкого знакомства», которое может сложиться при длительных деловых отношениях между клиентом и работниками аудиторской компании.

Кроме того, регулятор устанавливает «период невовлечения», который   предусматривает ротацию кадров для проведения обязательного аудита одного объекта. Так, «период невовлечения» для руководителя задания сократится с 7 лет до 5 лет; для ответственных за проверку до 3 лет; для других ключевых лиц проверки  до 2 лет («Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» с изменениями от 27.06.2018 г., протокол №40)

Соответственно, на рынке услуг может возникнуть недостаток аттестованных квалифицированных аудиторов для проведения обязательных независимых аудиторских проверок.

В таких условиях, для Сбербанка открываются широкие возможности для представления  аудиторских услуг для кредитных учреждений. Тем более, Сбербанк осуществляет реализацию концепции перехода отоказания банковских услуг к «Эко Системе», охватывающей различные сферы деятельности (Яндекс.Деньги, Яндекс.Маркет, Docdoc, Plazius, Segmento, MVNO «Поговорим» и т.д.).

Кроме того,  централизация банковских процессов Сбербанка приводит к высвобождению квалифицированных ресурсов, способных осуществлять полный спектр аудиторских услуг.

Служба внутреннего аудита Сбербанка, с учетом накопленного потенциала,   способна  оказывать  услуги внутреннего аудита  в  рамках исполнения Положения №242-П для ПАО Сбербанк и предлагать услуги внешнего аудита в соответствии с положениями ФЗ №307-ФЗ для других кредитных учреждений.

Также имеется возможность создания системы обучения аудиторов на базе Корпоративного университета Сбербанка, подготовки и проведения квалификационной аттестации сотрудников службы и  внешних специалистов.

Кроме того, наличие IT-компетенций, в т.ч. по применению технологии Big Data/Machine learning, позволит службе проводить риск-ориентированный аудит сторонних учреждений, оказывать консалтинговые услуги по организации мониторинга критичных операций.

Не будем торопить события и дождемся новых правил игры на рынке оказания аудиторских услуг, время покажет — куда качнется вектор развития.

 А Ваше мнение о перспективах развития рынка аудиторских услуг?

Советуем почитать