Время прочтения: 2 мин.

Впервые звание аудитора в нашей стране было введено Петром I в 1716 году. Институт аудиторов был создан в армии, где они занимались расследованием имущественных споров и совмещали в своей деятельности функции прокурора, делопроизводителя и секретаря. Однако в то время в российском обществе отсутствовала потребность в аудите, поэтому в 1867 г. должность была упразднена. 

В дальнейшем попытка внедрения финансового контроля в России была предпринята в 1891-1892 гг., когда проходил первый съезд счетоводов. Основной задачей было — создание Института присяжных счетоводов для проверки как частных, так и общественных предприятий. Счетоводы должны были сообщать сведения о своей деятельности в этот институт. Составлялся и публиковался список присяжных счетоводов.

При проведении аудиторских проверок использовались учетные книги, документы, наличное имущество. Работа должна была проводиться под личную ответственность с соблюдением тайны фирмы. Требования к счетоводам:

  • стаж работы счетоводами или преподавателями счетоводов не менее 5 лет;
  • обязательное знание общего курса счетоводства и не менее 3 специальных отраслей счетоводства;

Проект дорабатывался 8 лет, был представлен на обсуждении в 1898 году, имел много положительных отзывов, но не был принят Правительством.

Следующая попытка (в 1909 году) ограничилась представлением доклада, автором которого был Бельмер. Всероссийским съездом бухгалтеров представленный проект был одобрен, но многим участникам съезда показалось, что роль аудитора слишком выпячивается, а труды других бухгалтеров должного отражения не получат. Начались взаимные обвинения, что парализовало дело создания российского аудита в самом начале.  Не успев по-настоящему начаться, закончилась и эта попытка.

В период НЭПа (в 1925 году) создается Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Его целью было содействие правильной постановке бухгалтерского учета на предприятиях. Бухгалтера-эксперты проводили техническую и экономическую экспертизу предприятий. Экономическая экспертиза подразделялась на:

  • Счетно-бухгалтерскую – проверка данных бухучета.
  • Хозяйственно-бухгалтерскую – проверка результатов хозяйственной деятельности (не только с позиций предприятия, но и с позиций народного хозяйства).

Тем не менее, все также отсутствовала потребность в независимом финансовом контроле. Это вполне естественно для командно-административной экономики, характеризующейся господством государственной собственности. В результате вместо института аудиторской деятельности в советской России стал развиваться институт ревизии, основной задачей которого являлся поиск упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и, как следствие, выявление и наказание виновных.

Успех третьей попытки также был недолговечен, и она закончилась вместе с крахом НЭПа.

Только во второй половины 80-х годов ХХ века было положено начало развития финансового контроля в виде аудита. Подробнее читайте в статье «Отечественная история развития аудита».