Время прочтения: 5 мин.

Cо второй половины 80-х годов прошлого века наряду с государственным финансовым контролем начала функционировать система независимого финансового контроля в виде аудита.

Новейшая история аудиторской деятельности России, с точки зрения современных экономистов, может быть разделена на 5 этапов:

  1. создание первых аудиторских структур (1987-1988 гг.);
  2. расширение количества и форм аудиторских структур (1989-1991 гг.);
  3. создание нормативной базы аудита (1992-2001 гг.);
  4. принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (конец 2001 г. по настоящее время);
  5. формирование новой базы регулирования аудиторской деятельности в виде принятых в 2008 г. федеральных законов 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Первый этап (1987-1988) характеризуется появлением на кооперативной основе первых организаций, называющих себя аудиторскими, сначала в Эстонии и Казахстане, а затем и в других крупных городах СССР. Это были первые попытки изучить спрос и сформировать предложение на зарождающемся рынке. Возникновение аудита в СССР связывают со следующими обстоятельствами:

  • изменение структуры управления народным хозяйством;
  • перестройка, денационализация, приватизация экономики и переход к рыночным отношениям;
  • массовое образование частных предприятий, процесс денационализации и акционирования государственных предприятий;
  • появление прослойки заинтересованных пользователей информации, которую может предоставить аудитор.

К этому периоду (1987 год) относится создание в г. Москве акционерного общества «Инаудит», учредителями которого состояли Минфин СССР, Государственный и некоторые иные банки СССР, некоторые министерства и крупные предприятия. Все они были заинтересованы не только в получении доходов, но и в работе в стране специалистов, способных выполнить функцию аудита — подтверждение. АО «Инаудит» стало прародительницей самостоятельных аудиторских организаций, созданных через несколько лет в Москве, Ленинграде и других регионах.

Основной чертой второго этапа (1989-1991) следует признать массовое создание аудиторских организаций на базе обозначившегося спроса, а также появление в 1990 г. в Москве первого совместного предприятия в области аудита «Эрнст энд Янг Внешаудит».

На третьем этапе (1992-2001) происходит развитие отечественных аудиторских организаций, проникновение на российский рынок международных аудиторских транснациональных корпораций «большой шестерки» (сегодня «большой четверки»: PricewaterhouseCoopers, Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG), создание нормативной базы аудита.

После неудачной попытки принять Закон об аудите начинают работать Временные правила аудиторской деятельности, введенные в действие Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». Через год определяется спрос на обязательный аудит благодаря Постановлению Правительства от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» и Постановлению Правительства от 29 января 2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных предприятий», а развитие рыночных отношений и несовершенство законодательства (в том числе налогового) способствуют повышению спроса на сопутствующие аудиту услуги. К 2001 г. рынок аудиторских услуг приобретает ясные очертания и можно видеть всех его участников: аудиторские организации, их клиенты (экономические субъекты), государство.

Четвертый этап (период с конца 2001-2008) ознаменован принятием Закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119- ФЗ, введение которого в действие способствовало:

  • укрупнению аудиторских фирм в результате выполнения требования п. 5 ст. 4 Закона о наличии в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов;
  • вытеснению с рынка мелких аудиторских организаций и частнопрактикующих аудиторов по причине, указанной выше, а также принятию п. 2 ст. 7 Закона, в соответствии с которым аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, лишены права проводить обязательный аудит. И как следствие — сосредоточение малого аудиторского бизнеса на оказании сопутствующих аудиту услуг, либо переход в более крупные аудиторские организации;
  • росту числа ассоциированных объединений. Набирает обороты так называемая «сетевая модель бизнеса». Подобная концентрация российского аудиторского бизнеса является, с одной стороны, лишь шагом на пути вступления в международные аудиторские ассоциативные объединения, с другой стороны, способствует укреплению позиций компаний в условиях жесткой конкуренции на отечественном рынке. Описанные тенденции привели к тому, что на аудиторском рынке к 2006 г., насчитывалось 5600 аудиторских организаций;
  • вступлению российских аудиторских организаций в международные, открывающие первым возможность, используя имя признанного на мировом рынке аудиторского объединения, привлечь клиентов, стремящихся выйти на международные фондовые рынки. К тому же, стоимость услуг отечественных аудиторов значительно ниже, чем их зарубежных конкурентов.

Пятый этап (период с конца 2008 г.) ознаменован принятием Законов РФ № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 29 декабря 2008 г. и № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» введение которых в действие поспособствовало:

  • укрупнению аудиторских фирм в результате выполнения требования п. 2 ст. 18 Закона о наличии в штате аудиторской организации не менее 3 аудиторов;
  • росту числа саморегулируемых организаций аудиторов, объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;
  • разработке и внедрению с 2010 года стандартов нового поколения;
  • отмене требования лицензирования аудиторских услуг.

Указанные тенденции внесли существенные изменения в отличавшийся прежде консерватизмом российский рынок аудиторских услуг. Стабильность выражается в том, что порядка 70% отечественного рынка аудиторских услуг в течение последних лет контролируют иностранцы. К основным причинам того, что компаниям «большой четверки» удается столь долго лидировать на рынке, можно отнести наличие всемирно известной марки, наличие крупных западных клиентов, финансовые ресурсы международной сети. Российские организации могут противопоставить им в конкурентной борьбе связи с отечественными предприятиями, профессионализм сотрудников, знание российской специфики, психологии клиента, ценовой политики и освоение зарубежной технологии.

Аудиторский бизнес — это интеллектуальный бизнес, в котором важнейшую роль играют знания и профессиональный опыт персонала. Стремительные темпы развития аудита во многом обусловлены наличием той базы, которую заложила ревизия, поскольку большинство специалистов, работающих в аудите — это бывшие ревизоры и бухгалтеры. Появление и развитие аудита в нашей стране не привело к существенному вытеснению государственного контроля в форме ревизии с рынка. Жизнеспособность ревизии и ее родственность аудиту доказана не только российской, но и мировой практикой. Преемственность традиций заключается в сходстве методик проведения проверок. Различия же касаются прежде всего методологии их проведения. Абсолютная несхожесть в характере деятельности и поставленных целях определяет мирное сосуществование столь разных видов деятельности.

Понятие аудита намного шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу бизнеса.