Время прочтения: 5 мин.

Кайя Исмаил (Лондон, Великобритания) – журналист-обозреватель в сфере коммерческого программного обеспечения с большим опытом работы с системами управления контентом. Является основателем Wordify, контент-маркетингового агентства для разработчиков ПО и приложений.

Автор статьи Кайя Исмаил (Kaya Ismail) подчёркивает, что рост числа голосовых помощников, улучшенные возможности внутренних сетей и инструменты дистанционного взаимодействия поставили под угрозу непосредственное общение на рабочем месте, и это может повлиять на производительность труда и степень удовлетворённости персонала. В действительности 67% руководителей считают, что их организации были бы более результативными, если бы сотрудники чаще коммуницировали друг с другом лично.

К. Исмаил предлагает ознакомиться с тем, как коммуникационные приложения меняют рабочее пространство и как компании могут воспользоваться преимуществами новых технологий, одновременно стремясь к повышению уровня непосредственного личного общения.

Как технология улучшает цифровое рабочее пространство

Нет никаких сомнений в том, что технологии изменили подходы к работе. В настоящее время распределённым командам гораздо проще, чем когда-либо, совместно работать над проектами, при этом им вроде бы не требуется очное общение.

По мнению Джеймса Уоткинса (James Watkins), менеджера по цифровому маркетингу в phs Group, такие приложения, как Slack и Skype, чрезвычайно полезны для управления проектами. «Продуктивность возрастает, становится меньше ошибок восприятия информации, потому что словесные инструкции могут быть неправильно истолкованы и что-то, возможно, будет упущено», — полагает Дж. Уоткинс. Цифровые коммуникации вносят ясность в работу команд, так как всегда можно ознакомиться с задачами и актуализировать информацию в случае необходимости. Уоткинс считает, что такие инструменты помогают командам достигать взаимопонимания и быть в курсе приближающихся контрольных сроков.

Хотя цифровая коммуникация вносит ясность и способствует повышению продуктивности работы сотрудников, исключительная зависимость от таких приложений может неблагоприятно сказаться на вовлечённости и на степени удовлетворённости персонала в долгосрочной перспективе.

Очные совещания и продуктивность: друзья или враги?

Автор статьи обращает внимание на то, что технологии не ответят вам на все вопросы, и это особенно проявляется в контексте полного отказа от очных совещаний. Редактор портала Bayut Рамия Менон (Ramya Menon) замечает, что «персонал прячется за коммуникационные приложения, и от этого страдает креативность, так как в процессе цифрового общения нет сосредоточения на людях и, соответственно, нет такого изобилия идей, которыми можно поделиться друг с другом». Эта проблема характерна не только для удалённых работников, но и для сотрудников, работающих в одном офисе. Хотя цифровая коммуникация отлично подходит для управления проектами или для более широкого использования в административных целях, она не имеет такого практического значения для мозгового штурма или оперативных командных совещаний.

Хаттон Хенри (Hutton Henry), генеральный директор компании Beyond M&A, признаёт, что «совещания в режиме онлайн проходят, как правило, менее энергично, чем очные собрания, и то, что мы не находимся в одном помещении, не позволяет нам в полной мере осуществлять воздействие через невербальную коммуникацию». Сотрудники меньше вовлечены в процесс, и общая ценность онлайн-собраний с помощью цифровых средств значительно снижается. Цифровые коммуникации создают слишком большой потенциал для отвлекающих внимание факторов, и это оказывает дополнительное давление на менеджеров и председателей совещания, которые ответственны за повышение вовлечённости сотрудников.

«Если вы хотите усилить результативность совещаний, попробуйте повысить уровень невербальной коммуникации и улучшить взаимодействие между сотрудниками на собраниях – вам легко будет этого достичь на очных встречах», — считает Хаттон Хенри. Использование меньшего количества технологий во время командных совещаний может действительно повысить эффективность встреч, так как отвлекающие раздражители будут исключаться.

Непосредственное общение может стать значимым и для повышения продуктивности дистанционных работников. Хенри отметил, что «люди не настолько доверяют технологиям в тех областях, где они уж точно могут доверять своим коллегам, к тому же сотрудники в большей степени склонны быть открытыми в процессе посещения очных совещаний». Проведение очных собраний хотя бы несколько раз в год могло бы позволить сотрудникам с удалённым режимом работы развивать более тесные отношения с коллегами. Улучшение отношений и открытая коммуникация с командой смогли бы привести к более эффективному сотрудничеству и повышению продуктивности даже при активном взаимодействии с цифровыми приложениями.

Взаимодействие при личной встрече повышает степень удовлетворённости персонала

В то время как цифровая коммуникация может повысить производительность труда в краткосрочной перспективе, удовлетворённость сотрудников имеет исключительно важное значение в долгосрочном плане. «Мы проводим на работе треть своей жизни, и будь то неформальная беседа в офисе или дружеские пятничные посиделки – всё это одинаково важно для поддержания морального духа персонала и помогает почувствовать себя частью команды», — утверждает Дж. Уоткинс. Социальное взаимодействие имеет решающее значение для формирования здоровой корпоративной культуры.

Личное взаимодействие очень важно и для дистанционных работников. «Несмотря на технологические достижения, человеческий фактор в бизнесе не может быть полностью исключён», — считает Р. Менон. Эксперт поясняет, что непосредственное общение крайне необходимо сотрудникам с удалённым режимом работы: оно помогает почувствовать себя частью команды и избежать одиночества. Даже такие нерегулярные очные встречи могут придать ощущение большей причастности к деятельности организации и помочь дистанционным сотрудникам повысить свою продуктивность.

Хенри полагает, что «в худших случаях люди, находящиеся в разных рабочих помещениях, больше склонны проявлять агрессию». Такие коммуникативные барьеры способствуют тому, что сотрудники не имеют возможности ознакомиться с мнениями коллег. Всё это может привести к напряжённым рабочим взаимоотношениям и стать проявлением слабой корпоративной культуры. Для формирования сплочённого коллектива в долгосрочной перспективе чрезвычайно важно полагаться на человеческий фактор непосредственного взаимодействия, не ограничиваясь только лишь цифровой коммуникацией.

Завершая свою работу, автор статьи напоминает, что использование коммуникационных приложений будет только возрастать, так как дистанционная работа становится всё более распространённым явлением. В этой связи компаниям нужно стремиться к созданию разумного баланса между цифровой коммуникацией и непосредственным личным общением, для того чтобы увеличить производительность и повысить степень удовлетворённости сотрудников.

Как известно, эффективное взаимодействие внутри команды помогает успешно решать бизнес-задачи. Цифровые инструменты, несомненно, полезны, они позволяют сотрудникам полноценно справляться с заданиями, используя любое устройство, а не только рабочий компьютер, но применение digital-средств необходимо сочетать с очным общением. Баланс правильно настроенного взаимодействия внутри организации поможет максимально использовать потенциал команды и сделать рабочую среду комфортной для всех сотрудников.

На материале статьи Кайи Исмаила «Почему непосредственное общение так важно в современном цифровом рабочем пространстве?» (Kaya Ismail “Why Face-to-Face Communication Matters in Today’s Digital Workplace”).

Ссылка на исходный материал статьи.