Время прочтения: 4 мин.

Здесь менеджмент манипулирует цифрами или использует расплывчатые формулировки для того, чтобы скрыть негативные факторы.

Пример 1.

Факт Для отчета
Выручка компании упала на 15% в шт., при возросла на 3% в руб. Выручка увеличились до 103 руб., что на 3% превышает показатель прошлого года

Информацию про штуки можно и не показывать.

Пример 2.

Факт Для отчета
Выручка возросла на 200 руб.: — увеличилась на 250 руб.  за счет инфляции — снизилась на 50 руб за счет снижения объемов Выручка увеличилась на 200 руб., (20%)

Про динамику цен и снижение объемов – ни слова.

Метод «случайного» пропуска данных успешно применяется, когда при плохом состоянии финансовых показателей, какой-нибудь из них обязательно растет.

Отсутствие плановых значений

Пример 1.

Согласитесь, хорошо звучит фраза по результатам в отчете по результатам проекта о том, что NPV составил 137 млн. руб., а IRR – 16%.

А теперь сопоставьте с таблицей:

Пример 2.

Объем продаж по годам показывает, что компания только в 2019 году достигла уровня продаж десятилетней давности. Приведем два графика об одном и том же:

Правый график выглядит значительно лучше. Так можно поступать не только с продажами, но и с объемом средств на ремонты, аварийности, текучести кадров и т.п.: за исходную точку берется любой провал, дальше всё хорошо.

Оперирование «сухой статистикой»

Пример 1. SLA ИТ сервиса в среднем за год составил 99,92% с превышением планового показателя на 0,01%» (т.е. сервис не работал всего 7 часов год).  Цифра не критичная, если не учитывать тот факт, что зависание системы приходится на каждое закрытие отчетного периода, в связи с чем сотрудникам приходится задерживаться, а ИТ служба считает претензии по качеству сервиса необоснованными.

Пример 2. «Средняя текучесть персонала за 2019 год составила 6%». Показатель оптимистичный, только пользователю отчета не понятно, что он отражает: в среднем за месяц или в год.

Грамотно выбранное среднее

Пример 1. Использование «среднего» для показателей оценки качества обслуживания.

Простой пример – очередь в окне обслуживания. С 9 утра до 17 приходят только пенсионеры и мамы в декрете, с 17 до 18 и с 20 до 21 придется постоять в очереди минут 10, а с 18 до 20 – километровая очередь. Основной поток клиентов (людей, идущих с работы) будет не доволен качеством обслуживания, ожидая свою очередь не меньше 30 минут. Для корректного отображения действительности покажем показатель среднего в сочетании с максимальным за день: среднее время ожидания в очереди составило 5 минут, а max за день– 66 минут.

Пример 2. Поставлена задача, чтобы средняя зарплата одной категории (условно, бухгалтеров) достигла бы средней зарплаты другой категории (условно, финансистов). Заметьте, что это не значит, что нужно поднимать зарплату бухгалтерам, можно и снизить финансистам… 

Недостоверный учет времени ожидания 

По нормативу время ожидания в очереди в гос. учреждении не должна превышать 15 мин. Выдачей талонов электронной очереди посетителям у терминала занимается специальный сотрудник. И когда у кого-то из сотрудников обед, они честно говорят: подойдите в 14:48 :-). И, соответственно, если ты пришел в 14:01, то прождал всего 50 минут. Но по талону — только 3 минуты. Банальное физическое ограничение. 

Визуальное искажение данных.

Является самым простым в исполнении и эффектном способе. Например, продажи за последние три года составили 100, 101 и 102 единицы. Пара вариантов графиков.

На первый взгляд не определишь, что графики отображают одну и ту же информацию.

А если продажи падают? И такой вариант есть. Расположите годы снизу вверх, этого же никто не запрещает.

Когда Вы видите слайды с данными, проверяйте, не вступает ли смысл в конфликт с красотой.

Вывод: внимательно подходите к анализу данных, давайте собственную оценку на основе таблиц, а не готовых отчетов. Изучая тщательно основы статистики, Вы не поведетесь на такие уловки в искажении информации. Лично мне очень помог учебник «Как лгать при помощи статистики» Дарелла Хаффома, которая рассказывает об основных законах статистики и способах ее злоупотребления в целях обмана аудитории.

Для подготовки статьи были использованы материалы сайта