Саморазвитие

Метод «5 Почему?»

Время прочтения: 4 мин.

«Просто задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, и решение становится понятным.» Сакити Тойода

Вопрос «Почему?» для поиска причин различных проблем и их возникновения использовали еще философы IV-III веков до н.э., однако для повышения производительности труда и сокращения издержек производства подобную методику впервые стали применять в Toyota Motor Corporation. Метод «5 Почему?» едва ли не самый простой среди всего многообразия идей, рожденных в корпорации, и при этом невероятно результативный. Он был использован в 40-х годах как основа создания Производственной системы Toyota, и до сих пор используется в концепции Бережливого производства, Кайдзен, 6 Sigma и других методологиях.

Автором метода называют Сакити Тойода, который учил, что в ответе на пятое «Почему?» кроется первопричина, невидимая на первый взгляд, и это крайне действенный способ проверить, что скрывается за имеющимся следствием. Рассмотрим на простом примере.

Проблема: Детали после обработки выходят со следами машинного масла.

Почему образовалась следы машинного масла? Потому что есть утечка.

Почему есть утечка? Потому что износился сальник.

Почему износился сальник? Потому что закупили сальники низкого качества.

Почему закупили сальники низкого качества? Потому что они самые дешевые.

Почему выбрали самые дешевые сальники? Потому что в KPI сотрудников отдела снабжения стоят показатели краткосрочного снижения себестоимости.

В ходе повторения вопроса «Почему?» мы пришли от неудовлетворённости качеством продукции к ключевым показателям эффективности сотрудников отдела снабжения. И только докопавшись до первопричины проблемы можно принять качественные системные меры, не допуская ее повторения, что недостижимо на более ранних шагах исследования.

Итак, для успешного использования метода первым делом необходимо четко сформулировать проблему. Затем задать вопрос: «Почему это произошло (происходит)?». Получив ответ, снова спросить: «Почему это произошло?», выясняя таким образом причину причины. В результате пятикратного повторения выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине, и именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. При этом само число пять выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Рассмотрим еще один пример.

Проблема: Нам задержали поставку на 60 дней.

Почему задержали поставку? Потому что мы задержали оплату.

Почему мы задержали оплату? Потому что не было свободных средств.

Почему не было свободных средств? Потому что не предусмотрели в плане.

Почему не предусмотрели в плане? Потому что поздно сообщили финансистам.

Почему поздно сообщили финансистам? Потому что отсутствует соответствующая регламентная процедура.

В ходе рассуждений приходим от неудовлетворённости из-за отсутствия необходимой продукции к недостатку бизнес-процесса по обязательному предварительному уведомлению финансовой службы перед оформлением поставки.

Область применения метода давно расширилась за пределы производства. В свойственной детям манере можно докапываются до истинных причин в различных областях человеческой деятельности, например, в личной жизни выяснить корни конфликтов и определить пути решения, в психологии набраться смелости выявить и осознать то, в чем не могли раньше себе признаться. Проиллюстрируем на примере.

Исходная проблема: Хочется купить новую машину (телефон, шубу, яхту).

Почему я хочу новую машину? Потому что хочу всех удивить.

Почему я хочу всех удивить? Потому что хочу внимания.

Почему мне нужно внимание? Потому что чувствую себя не уверенно.

Почему я чувствую себя не уверенно? Потому что никак не могу реализоваться.

Почему я не могу реализоваться? Потому что занимаюсь тем, что мне не нравится.

Так причем же тут машина (телефон, шуба, яхта)?

Метод «5 Почему?» обладает рядом несомненных достоинств.

Во-первых, простота и универсальность делают метод доступным для каждого. Во-вторых, разворачивание четкой логической последовательности экономит время анализа. В-третьих, искать причины можно без дополнительного инструментария.

Но имеются и существенные ограничения. Метод лучше подходит для проблем, в которых необходимо найти одну и самую существенную причину, а результат сильно зависит от способностей исследователя. К недостаткам также относится невозможность реверсивной проверки цепочки рассуждений, если попытаться двигаться от первопричины обратно к результату.

Отчасти ограничения можно преодолеть, допустив влияние нескольких причин, тогда результатом становится «дерево» причин. Также для повышения качества результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного.

Безусловно, методика «5 Почему?» подходит к специфике работы аудитора. Ведь высокий уровень профессионализма аудитора заключается в определении корневой проблемы любого нежелательного явления, на основании которого фокус внимания будет направлен на устранения именно причин, а не следствий.

Улучшайте качество как рабочего процесса, так и личной жизни, используя доступные, простые и эффективные методы!

Советуем почитать