Лайфхаки в аудите

Лайфхаки аудита: Использование данных геолокации в аудите

Время прочтения: 2 мин.

Банки и инвестиционные компании предлагают клиентам все более сложные и дорогостоящие продукты, оформление которых требует личного присутствия клиента. Проведение операций в отсутствие клиента влечет существенные риски, поэтому такие случаи заслуживают пристального внимания аудиторов.

Удостовериться в присутствии клиента в банке можно с помощью записей системы видеонаблюдения, однако, как сформировать аудиторскую выборку операций для проведения проверки?

Для предварительного определения местоположения клиента можно обратиться к данным о транзакциях по его банковским картам, которые содержат информацию о местонахождении торговой точки с платежным терминалом. Например, покупка билета на аэроэкспресс Москва-Шереметьево выглядит так:

ДатаВремяСуммаФИО клиентаПаспорт клиентаТочка оплатыГород
01.01.202007:30:37500 RUBIVAN PETROV00 00 123456AEROEXPRESS-SHEREMETYEVOMOSCOW

Из автоматизированных систем банка можно получить информацию об операциях, которые клиент совершал в офисах и устройствах самообслуживания в эту же дату. Например:

ДатаВремяВид операцииСуммаФИО клиентаПаспорт клиентаОфис банкаГород
01.01.202009:05:37«Х»1 200 000IVAN PETROV00 00 123456987/654Анадырь

Соединив таблицы стандартным SQL-запросом, можно сопоставить время и место совершения клиентом операции в офисе банка с данными по картам и сформировать перечень предполагаемых «геоаномалий». В нашем примере: «за 1,5 часа до совершения операции с продуктом «Х» в Анадыре (Чукотский АО) клиент оплачивает услуги Аэроэкспресса в Москве».

Естественно, выявленные аномалии требуют дополнительного анализа:

·      Клиент мог переместиться из пункта А в пункт Б за время, прошедшее между операциями. Необходимо определить минимально возможное время для изменения местоположения;

·      Клиент мог совершить расходную операцию по карте в Интернет-магазине (например, при оплате услуг iTunes в транзакции отразится Ирландия, приобретении товаров из Aliexpress – Великобритания). Необходимо применить анализ кодов мерчанта для выявления таких операций и корректировки выборки:

01.01.2020             100 RUB              ITUNES                                DUBLIN, IRELAND

01.01.2020             100 RUB              ALIEXPRESS                        LONDON, UK

·      Клиент мог передать свою карту другому лицу (например, родственнику). В этом случае подтвердить/опровергнуть аудиторскую гипотезу можно только видеопросмотром.

С использованием данной технологии авторы статьи выявили ряд «геоаномалий» и сформировали выборку операций для видеопросмотра. Записи с камер позволили идентифицировать клиентов в момент совершения ими операций в банке. Последующая проверка показала, что причиной «геоаномалий» стала передача карты клиента другому лицу.

Советуем почитать