Время прочтения: 4 мин.

Конфликты – постоянные спутники нашей жизни. В обществе, во взаимоотношениях людей всегда есть предпосылки конфликта. Объективно существующая ограниченность природных, социальных, психологических ресурсов порождает противостояние человеческих интересов.  Кроме того, у каждого человека свой внутренний мир, жизненный опыт, свое видение и оценка различных аспектов социальных явлений, что неизбежно порождает  широкий диапазон взглядов, противоречия и конфликты, разрешение которых требует определенных знаний и умений.

В последние годы отмечен значительный рост конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе, и в профессиональной сфере, что привело к необходимости развивать умения разрешать конфликты и управлять ими.

Принято считать, что любой конфликт – это деструктивное явление, связанное со шлейфом негативных эмоций, с разрушением отношений, поэтому надо обязательно стремиться  к бесконфликтному общению. Однако это не совсем правильная позиция.

Любой конфликт несет в себе и конструктивные функции. Позитивные последствия конфликтов связаны с тем, что устраняются существующие между людьми противоречия, уходит эмоциональная напряженность из отношений, происходит сплочение коллектива, поиск и выработка новых решений и т. д.  Поэтому уход от конфликтов – это не совсем конструктивная установка.

Но стоит отметить, что конструктивный потенциал, заложенный в конфликтной ситуации, реализуется только в том случае, если участники конфликта сумеют грамотно разрешить те противоречия, которые лежат в основе конфликта. Иными словами, если они  могут объективно оценить сложившуюся ситуацию, на основе этой оценки сформировать у себя позитивное отношение к конфликту и выбрать один из способов его эффективного разрешения. Поможет им в этом овладение конфликтологической компетентностью.

Конфликтологическая компетентность- важнейшая характеристика личности и профессионализма современных специалистов, в том числе, и аудиторов. В профессиональной деятельности аудиторов довольно часто возникают межличностные конфликты, которые связаны с тем, что с выводами аудиторских проверок не согласны сотрудники проверяемых подразделений, потому что позиция аудиторов всегда беспристрастна, в то время как сотрудники подразделений являются заинтересованными лицами.

Зачастую по итогам деятельности аудиторов следуют определенные наказания и санкции сотрудников, что также может привести к конфликтам в банке.

Итак, как научиться грамотно разрешать конфликты и управлять ими?

Существует несколько стратегий поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. Не существует однозначно хороших или плохих, правильных или неправильных стратегий поведения. Каждая из стратегий может оказаться конструктивной в той или иной конфликтной ситуации. Все будет зависеть от множества факторов: особенностей конкретной ситуации, личностных характеристик ее участников, количества времени на ее решение и т. д.  Однако практически все специалисты-конфликтологи считают, что самая перспективная стратегия поведения в конфликте – это сотрудничество. Выбирая эту стратегию, участники конфликта, в первую очередь, не боятся того, что возникла спорная ситуация. Они всегда стремятся к тому, чтобы были учтены интересы обеих сторон, и все оказались в выигрыше. Использование данной поведенческой стратегии требует от человека умения выслушать партнера по общению, обязательно учесть его точку зрения, ни в коем случае не переходить к обвинениям и оскорблениям. Сотрудничество, партнерство в конфликте основано на взаимном доверии, понимании и уважении. Главный итог такого поведения в конфликте – это не только его разрешение, но и сохранение долгосрочных, стабильных и прочных отношений в коллективе.

Однако нужно понимать, что сотрудничество при разрешении конфликтной ситуации всегда требует достаточно много времени. Поиск решения, которое устраивало бы обе стороны, может быть очень трудным, особенно в том случае, если противоположная сторона не настроена на партнерские отношения в конфликте.

Сотрудничество в конфликте предполагает необходимость отбросить эмоции и настроиться на переговоры с оппонентом. Не нужно бояться открыто обсуждать возникшие противоречия с противоположной стороной. Для участников конфликта важно предлагать как можно больше альтернативных вариантов решения спорной ситуации и обязательно внимательно рассматривать и анализировать каждый из них с целью поиска оптимального решения.

Таким образом, самое важное при реализации стратегии сотрудничества в конфликте – установка на паритетные, равные отношения с оппонентом. Важно стать именно равными партнерами, которые представляют интерес друг для друга, а не противниками.

В заключении важно отметить, что умение грамотно решать организационные конфликты поможет любому человеку эффективно общаться не только в его профессиональной деятельности, но и конструктивно управлять конфликтами в собственной жизни, карьере, семье.