Мнение эксперта

Как инновации изменят банковскую отрасль России

Время прочтения: 3 мин.

Консалтинговое агентство McKensey&Co провело исследование на тему инноваций в России: «Инновации в России — неиссякаемый источник роста». В работе показано влияние инноваций в различных отраслях экономики. Для нас наиболее интересным является направление развития банковской системы. О направлениях банковской трансформации и пойдет речь далее.

По мнению авторов исследования, на текущий момент инновации нужны бизнесу не только для увеличения темпов развития, укрепления своих позиций и превосходства над конкурентами, но и для оперативной реакции на внедрение тех инноваций, что подрывали бы экономическую целесообразность какого-либо направления бизнеса.

Что касается мирового банковского сектора, то одним из самых важных изменений стало появление новых каналов, позволяющих клиентам получать в любом уголке земного шара банковские услуги.

Направление банковского сектора в России аналогично мировому. Под влиянием цифровых технологий (машинное обучение, искусственный интеллект, P2P-кредитование), а также в результате развития интегрированной сетевой экономики происходит изменение моделей обслуживания.

По мнению Агентства McKinsey, у российской банковской системы есть шансы стать одной из самых передовых в мире. При этом именно банковский сектор будущего станет тем самым лидером по внедрению новейших цифровых решений и поставщиком кадров в другие отрасли.

Каким же видится будущее?

Крупные банки предлагают клиентам широкий спектр услуг в рамках собственных экосистем. Небольшие же банки обслуживают лишь те сегменты, которые остались не охваченными сферой деятельности первых. Конкурентами банков станут также и небанковские игроки, например, телекоммуникационные и IT-компании. Они смогут осуществлять все больше финансовых услуг. Клиенты помимо стандартных банковских продуктов будут иметь возможность воспользоваться услугами по здравоохранению, образованию, саморазвитию и т.д. Предложения будут персонализированными, а скорость банковских операций значительно вырастет.

В 2016 году агентство McKinsey провело опрос, согласно которому 65 % респондентов хотели бы приобретать банковские продукты удаленно (с помощью сервисов мобильного и интернет-банка). Нужно отметить, что данный результат превышает показатели в Северной Америке (55 %) и аналогичен показателям стран Европы (60-70%).

Основные направления изменения бизнес-модели в банковской отрасли —это формирование собственной экосистемы, развитие партнерских отношений с другими компаниями, предоставление банковских услуг под чужим брендом и создание принципиально новых направлений бизнеса на основе новых технологий, например, блокчейна.

Для того, чтобы от классического формата банка перейти к финансовой экосистеме, необходимо поставить во главу угла интересы и запросы клиентов, а также налаживать и развивать партнерские отношения с другими компаниями. Собственная экосистема также позволит банкам нарастить клиентскую базу и повысить лояльность.

Кстати, это мы можем увидеть уж сейчас на примере одного крупного Банка. Осознавая, что только бонусов в программе «Спасибо» недостаточно для привлечения потока клиентов и сохранения их вовлеченности, дополнил ее предложениями «Спасибо. Путешествия», «Спасибо. Онлайн» и «Спасибо. Впечатления». Созданы они совместно с партнерами, придают всей программе «Спасибо» уникальные черты и позволяют удовлетворить запросы разных категорий клиентов.

Ну а для того, чтобы в компании появилась возможность для внедрения инноваций, нужен благоприятный климат для работы с инвестициями. Авторы статьи выделяют четыре фактора успеха.

Первым является четкая стратегия.

Вторым фактором выделяется налаживание партнерских отношений. Это позволит дополнить знания и умения новыми компетенциями, получив при этом конкурентное преимущество.

Третий фактор — развитие недостающих компетенций, без которых внедрений инноваций затруднительно (например, навыки в области цифровых технологий).

И последним выделяется изменение корпоративной культуры. Для того, чтобы работа с инновациями стала эффективной, нужна заинтересованность сотрудников к тому, чем они занимаются, и стремление к освоению новых знаний.

С полными материалами исследований можно ознакомиться по ссылке

Советуем почитать