Время прочтения: 4 мин.

В России становление и развитие рынка аудиторских услуг имеет свои национальные особенности. Как в условиях дореволюционной России, так и в условиях централизованной планируемой экономики – рынка аудиторских услуг не существовало. Только в конце 80-х годов ХХ века аудит начал формироваться как независимая проверка финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Но сама проверка, как элемент контроля, имеет богатейшие национальные традиции, берущие начало от ведомственного финансового контроля.

Специалисты считают, что основу развития ведомственного контроля следует искать в системе Приказного управления (ХV — нач. XVI вв.). Появление первого российского государственного органа — Приказа счетных дел — датируют 1654 годом. Счетно-ревизионные функции Приказа стояли на первом месте и составляли основу его деятельности.

Истоки современного российского аудита берут начало в Петровских временах. Круг вопросов, подлежащих ведению учрежденной Петром I Ближней канцелярии, не ограничивался финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных деяний. В ней сосредоточивались сведения не только о состоянии денежных сумм, но и о количестве армии, ее содержании, количестве военных запасов и даже о состоянии городских укреплений. Это дает основание сделать вывод, что Ближняя канцелярия не была собственно ревизионным учреждением, а, скорее, являлась средоточием счетоводства, данными и выводами которого правительственная власть пользовалась в хозяйственных и административных целях.

Экономические перемены в мире в XVII-XIX вв., характеризующиеся ростом городов, фабрик, торговли, закреплением права собственности на имущество, подсчетом прибыли и убытков, развитием страховых компаний, банков подтолкнули к появлению другой формы контроля — независимой, которую стали называть «аудитом». В Эдинбурге в 1854 г. возник первый в мировой истории институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Поводом к объединению послужили последствия Крымской войны (1853-1856 гг.) и массовые мошенничества и банкротства обществ. Известный немецкий юрист Р. Иеринг заметил по этому поводу, что все войны, вместе взятые, не нанесли столько ущерба, сколько принесли обществу акционерные общества. В этих условиях аудиторы ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности и высказывание мнения о ее объективности.

Они брали на себя определенную долю ответственности также и в случае возникновения возможных убытков у клиентов.

С начала XX века аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах, возникает необходимость в обобщении накопившегося опыта проведения проверок и постановке их на научную основу. Два известных специалиста — Л.Р. Дикси (1864-1932 гг.) в Великобритании и Р.Х. Монтгомери (1872-1953 гг.) в США создают теорию аудита, которая получает развитие и в настоящее время.

Новые мысли, в том числе в области независимого контроля, находили поддержку и в России. Отмена крепостного права послужила толчком для быстрого подъема экономики. Расширялись заводы, фабрики, росло производство продукции сельского хозяйства. Все это требовало не только дальнейшего вложения средств в производство продукции, но и контроля за рациональным их использованием.

В старой России было предпринято несколько попыток организации такого органа. История возникновения Института присяжных счетоводов начинается с 1891 г., когда в пользу Красного Креста и пострадавших от неурожая 17 губерний была устроена в Москве при счетоводных курсах Ф. Езерского Счетоводная выставка. При выставке с разрешения Министерства внутренних дел был созван I съезд счетоводов. Первые присяжные счетоводы Общества были выбраны 30 декабря 1894 г. В это же время были подготовлены материалы для проекта положения об Институте присяжных счетоводов, которым определялось, что данная организация находится в ведении Министерства финансов и что ее деятельность распространяется на всю Россию. Но развития этот проект не получил.

Если попытки создать профессиональные организации независимых бухгалтеров в конце XIX — начале XX веков оказались безуспешными, то в советский период государственный контроль продолжал развиваться и совершенствоваться.