Время прочтения: 5 мин.

Отвечайте правдиво, Ваши ответы никто не подсмотрит 🙂

Книга известного психолога Дениэла Гоулмена «Эмоциональный интеллект» приглашает нас в научную экспедицию в глубь сути эмоций, которая поможет понять сложные моменты в жизни и окружающем мире. Цель — научиться привносить ум в эмоции.

По сути у человека 2 ума, две способности мышления: рациональная (IQ), которая исходит от разума, и эмоциональная (EQ). Рациональным умом мы постигаем новые знания и размышляем. А эмоциональным умом мы идентифицируем чувства и эмоции и управляем ими. При успешном взаимодействии двух умов повышается эмоциональная способность чувствовать, и умственная способность мыслить. Сложно принять правильное решение с кем вступать в брак, кому можно доверять или какую работу выбрать только на основании рационального ума, требуются и умение чувствовать и эмоциональный опыт переживаний. Зачастую разум без чувств нам не помощник.

Каждая эмоция порождает разные чувства и приводит нас к разным ответным реакциям, стремлению действовать. Умение управлять этими побуждениями составляет суть эмоционального интеллекта.

Все эмоции можно разложить по уровню заряда от положительного до отрицательного: гармония, мир, любовь, радость, принятие, нейтралитет, гордость, храбрость, желание, гнев, страх, вина, позор, апатия, горе.

Каждый человек испытывает эту гамму чувств и эмоций с детства, но описать свои переживания, ощущения удаётся с трудом.

Например, ЛЮБОВЬ – порождает дружелюбие, доверие, симпатию, преданность. ГНЕВ – может вызывать у человека злобу, ярость, возмущение, недовольство и раздражительность. СТРАХ – характеризуется тревогой, беспокойством, оцепенением, опасением, испугом. УДИВЛЕНИЕ – может вызвать шок, потрясение, изумление. ПЕЧАЛЬ — порождает грусть, уныние, подавленность.

Для того, чтобы понять, что чувствует человек и определить эмоцию у себя или окружающих, нам и приходит на помощь эмоциональный интеллект. Он помогает контролировать своё настроение, выработать в себе мотивацию к достижению поставленной цели, несмотря на трудности и неудачи, и не давать гневу или страданию лишить себя способности думать. Цель большинства наших действий — улучшить своё настроение, прийти к гармонии, а не подавить эмоции, ведь любое чувство по-своему важно и ценно для нас!

Исследования учёных подтверждают, что негативные и часто тревожащие эмоции влияют на состояние здоровья. У людей, чувствующих постоянно напряжение, тревогу, печаль, или враждебность к окружающим, отличающихся мнительностью, увеличивается риск получить опасную болезнь: головные боли, астму, язву, артрит и даже рак.

Склонность испытывать определённые эмоции зависит от нервной системы, но головной мозг удивительно гибок. Упущения в эмоциональном интеллекте и склонность испытывать негативные эмоции можно исправить — это зависит от привычек и прошлого опыта. При приложении ежедневных усилий можно изменить своё поведение и научиться управлять своим настроением и эмоциями. Сократовский наказ «Познай самого себя» подразумевает умение определить эмоцию, вовремя «взять себя в руки» и противостоять эмоциональным всплескам.

Имея развитый EQ, можно стать не только хорошим мужем или женой, отцом или матерью, но и добиться значительных успехов на работе, в профессиональной карьере.

Польза эмоционального интеллекта может быть большой и в бизнесе.  Большую часть своей жизни человек проводит на работе в окружении коллег/клиентов, и научиться понимать их и разбираться в эмоциях окружающих, мотивах их поступков также важно, как и быть высококлассным специалистом.

В любой компании каждый работник составляет часть системы, является руководителем или подчинённым. И связь между ними необходима. Она информирует людей как обстоят дела с той задачей, которую они выполняют: всё ли правильно, или что-то пошло не так и возникла необходимость улучшений или кардинальных изменений. Без обратной связи люди не понимают, как к ним относятся начальник/коллеги, что от них требуют. Из-за недопонимания в коллективе могут обостряться конфликты и разногласия.

Важным элементом во взаимоотношениях в коллективе выступает критика, то как она доносится и как её воспринимает человек. Критика одна из обязанностей руководителя. Однако некоторые руководители плохо владеют искусством давать обратную связь, очень усердно критикуют подчинённых, но скупы на похвалы, и сотрудники думают, что они получают обратную связь по работе, только когда совершают ошибки. Этот недостаток может стоить для всех очень дорого, как в плане эмоционального здоровья сотрудников, так и отражается на производительности, удовлетворенности от работы и эффективности выполнения поставленных задач. Умелая критика же напротив может стать одним из эффективных способов управления, мотивации. Она должна быть сосредоточена на том, что уже сделано, или можно сделать, а не истолковывает плохо выполненную задачу, как черту характера критикуемого человека.

Автор предлагает людям рассмотреть критику, как благоприятную возможность вместе найти решение проблемы, а не как негативную ситуацию и даёт несколько советов:

— посмотреть на критику как на ценную информацию, помогающую лучше справляться с делом;

— следить за желанием занять оппозицию вместо того, чтобы принять ответственность на себя;

— перенести встречу, если ситуация выводит из эмоционального равновесия для того чтобы остыть.

Применение эмоционального интеллекта в таких ситуациях позволит развить у себя способность относится к выражению недовольства твоей работой, как к полезной критике, целью которой является эффективная работа в команде, а не как источник трений.

Чтобы не впадать в пессимизм, знайте, что трудности и поражения — это лишь следствие сложившихся обстоятельств, которые мы вполне можем изменить и получить лучший результат в будущем.

EQ приносит не малую пользу и в работе аудитора. Владение основными эмоциональными компетенциями помогает: находить состояние вдохновения при поиске новых идей для проверок, настроиться на достижение цели и выполнение планов, улаживать разногласия с проверяемыми подразделениями, не допускать конфликтных ситуаций и их обострения. Аудиторы, способные поддерживать хорошие конструктивные взаимоотношения, укрепляют популярность службы внутреннего аудита, позиционируют её не как «карающий меч», а как лидера – драйвера изменений, готового к сотрудничеству и совместной работать на благо общей цели!

Чтобы изменить свою парадигму и начать применять эмоциональный интеллект в личной и общественной жизни, каждому из нас следует осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом!