Время прочтения: 3 мин.

Mike Jacka

Mike Jacka, CIA, CPA, CPCU, CLU, работал около 30 лет в СВА в Farmers Insurance Group. В настоящий момент является совладельцем и главным креативным руководителем в Flying Pig Audit, Consulting, and Training Services (FPACTS).

Как часто вы слышали, что кто-то спрашивает: «Кто проверяет аудиторов?» Этот вопрос нередко ставится перед профессионалами, и у многих из нас есть готовый ответ: «Каждые пять лет мы проходим внешнюю оценку, чтобы подтвердить наше соответствие Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита».

Это все прекрасно и может быть поводом для гордости. Но подразделение аудита, которое предполагает, что стремление к качеству аудита заканчивается на соответствии стандартам, вводит в заблуждение себя, свой персонал и свою организацию. Соответствие стандартам следует рассматривать как данность (опция по умолчанию), и подразделение аудита, которое хочет быть надежным консультантом и бесценным ресурсом для заинтересованных сторон, должно придерживаться еще более высокого уровня. Лучший путь для достижения этого – применить методы аудита на наши собственные операции: проанализировать нашу эффективность и результативность, убедиться, что мы понимаем риски для наших целей, и оценить, насколько хорошо наши стратегии, цели и средства управления взаимодействуют для достижения успеха.

Для начала нет ничего более важного (оказывающего наибольшее влияние на ситуацию), чем внимательный взгляд на культуру внутри подразделения. Корпоративная культура – это главная задача для членов совета директоров, руководителей и других заинтересованных сторон, она является основой успеха и корнем почти всех проблем.

Внутренний аудит не является чем-то неприкосновенным. Успешность подразделения внутреннего аудита зависит от разных вещей, но устойчивый успех не достижим в принципе без признаков здоровой (корпоративной) культуры, включая честность, открытое общение, подотчетность (на всех уровнях) и доверие.

Я работал с аудиторскими подразделениями, которые гордились тем, что успешно прошли внешнюю оценку качества, но впоследствии узнали из частных бесед о недовольстве, неприятии и недоверии аудиторов (в коллективе). Аудиторы дают понять, что они не получают необходимой им поддержки, они не могут быть честными с теми, кого проверяют, они работают в атмосфере негативной конкуренции и в целом работают в нездоровой среде.

Руководители подразделений внутреннего аудита должны принять меры, чтобы их радужное восприятие (корпоративной) культуры в подразделениях стало отражать реальность. Если они проводят опросы удовлетворенности сотрудников, к результатам следует относиться серьезно, а не отмахиваться от них как от голосов «кучки недовольных». Мнения работников должны быть учтены для лучшего понимания того, что на самом деле происходит в подразделении. Но самое главное в том, что руководство должно быть готово говорить с персоналом. Если же руководители подразделения аудита считают, что такие обсуждения не дадут реальной информации, или они убеждены, что это пустая трата времени, тогда да, есть проблема.

И последнее замечание. Если вы не находитесь на лидерской позиции, но оказываетесь в токсичной среде (культуре), ваш выбор невелик – вы можете страдать или просто сбежать. Однако, более смелое решение может заключаться в том, чтобы сделать шаг вперед, указав на смертельно опасные действия, способные разрушить все подразделение.

От автора перевода:

В заключение хочется еще раз отметить, что основой построения эффективной службы внутреннего аудита является приверженность аудиторов корпоративной культуре (честность, открытость, подотчетность, доверие), использование инструментов аудита для внутренней оценки состояния, качества процессов и климата в коллективе, а также наличие воли для реализации изменений в службе.   

Ссылка на источник